Сбором документов
по истории Московского университета долгое
время была занята Н. А. Пенчко, результатом труда которой явился выход в свет
фундаментальной работы 21. Она показала организаторскую деятельность М.
В. Ломоносова
на ниве просвещения, доказала его приоритет в разработке программы открытия
университета и гимназий в Москве.
Анализом
педагогических взглядов профессоров Московского университета занимался М.
В. Сычев-Михайлов.
Изучая историю школ Москвы, он познакомился с учебно-методическими
руководствами,
которые были разработаны бывшими учениками и последователями М. В. Ломоносова,
проследил развитие ими педагогических идей русских просветителей И.
Т. Посошков,
Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева. М. В. Сычев-Михайлов охарактеризовал
оригинальные
педагогические произведения Н. Н. Поповского, А. А. Брасова и впервые в
историко-педагогической литературе опубликовал Способ учения, проанализировал
этот документ, а также другие учебно-методические руководства профессоров
Московского университета. Однако деятельность М. В. Ломоносова раскрыта в
данном
исследовании очень кратко. Автор лишь схематически показал борьбу М.
В. Ломоносова
и его учеников за внедрение русского языка в систему школьного образования
России 4.
Постоянный
интерес ученых вызывала академическая деятельность М. В. Ломоносова, главный
упор делался при этом на характеристику ведущих направлений его научных поисков
П. С. Би-лярский, В. И. Вернадский, Э. П. Карпеев, Е. С. Кулябко, В. И.
Ламанский, Б. Н. Меншуткин, Т. Е. Павлова, П. П. Пекарский и др. . Так,
Е. С. Кулябко, занимаясь разработкой проблемы М. В. Ломоносов и учебная
деятельность Академии наук в XVIII веке, раскрыла состояние школьного дела в
России в первой четверти XVIII в. , учебную деятельность Академии наук до
утверждения
академического регламента 1747 г. Основная часть работы посвящена роли М.
В. Ломоносова
в перестройке учебно-воспитательной деятельности академического университета и
академической гимназии в период заведования ими 1758 1765гг. . Данные
исследования
имеют большую историческую ценность, дают возможность объективно овце