ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 32


ним до воцарения Александра II обозначена им государственным периодом, т. к. заведывание делом народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь не только что на второй, но даже и на третий план 6. Педагогику петровской эпохи П. Ф. Каптеров называл теоретической. Роль М. В. Ломоносова в истории педагогической мысли он не раскрывал. За критерий выделения периодов К. Ф. Каптеров взял соотношение государственной и церковной власти. По нашему мнению, деление истории педагогики на периоды целесообразно осуществить по содержательному развитию педагогической мысли. Следует выделить два периода в истории педагогики России первой половины XVIII века: период просветительной педагогики и педагогика Ломоносовского периода, который, по образному выражению М. И. Демкова, можно считать новой русской педагогией 7. Его заслугой является единственное в литературе к. XIX н. XX века признание М. В. Ломоносова родоначальником научной русской педагогии, хотя он и не считал его педагогом в прямом смысле слова: Но он столько сделал для русской педагогии, как редкий из известных педагогов. Он твердо поставил на ноги русскую науку и тем способствовал развитию научной педагогии; его заслуги перед русским языком и литературой неоценимы, а без этого русская педагогия не могла двинуться 7.

Отдельные проблемы развития педагогической мысли в первой половине XVIII века нашли отражение в работах А. В. Смирнова. Он дал общую характеристику просветительных взглядов М. В. Ломоносова, показал его роль в организации университетского образования, в развитии гимназий. Важное место в исследованиях А. В. Смирнова занимает анализ развития школьного дела и педагогической мысли в конце XVII первой половины XVIII в. В отличие от других ученых он обратился к малоизученной истории северорусской школы.

Попытку проследить творческий путь ученого, показать его борьбу за развитие образования в России осуществила Л. А. Искра-Перевалова в работе Педагогические взгляды М. В. Ломоносова 8. Предметом ее внимания стали Ломоносовские проекты Регламента московских гимназий и Регламента Академической гимназии. Ев

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика