ним до воцарения
Александра II обозначена им государственным
периодом, т. к. заведывание делом народного образования взяло в свои руки
государство, оттеснив церковь не только что на второй, но даже и на третий
план 6. Педагогику петровской эпохи П. Ф. Каптеров называл
теоретической. Роль
М. В. Ломоносова в истории педагогической мысли он не раскрывал. За критерий
выделения периодов К. Ф. Каптеров взял соотношение государственной и церковной
власти. По нашему мнению, деление истории педагогики на периоды целесообразно
осуществить по содержательному развитию педагогической мысли. Следует выделить
два периода в истории педагогики России первой половины XVIII века: период
просветительной педагогики и педагогика Ломоносовского периода, который, по
образному выражению М. И. Демкова, можно считать новой русской педагогией
7. Его
заслугой является единственное в литературе к. XIX н. XX века признание М. В.
Ломоносова родоначальником научной русской педагогии, хотя он и не считал его
педагогом в прямом смысле слова: Но он столько сделал для русской
педагогии, как
редкий из известных педагогов. Он твердо поставил на ноги русскую науку и тем
способствовал развитию научной педагогии; его заслуги перед русским языком и
литературой неоценимы, а без этого русская педагогия не могла двинуться 7.
Отдельные
проблемы развития педагогической мысли в первой половине XVIII века нашли
отражение в работах А. В. Смирнова. Он дал общую характеристику
просветительных взглядов М. В. Ломоносова, показал его роль в организации
университетского образования, в развитии гимназий. Важное место в
исследованиях А. В. Смирнова занимает анализ развития школьного дела и
педагогической мысли в конце XVII первой половины XVIII в. В отличие от
других ученых он обратился к малоизученной истории северорусской школы.
Попытку
проследить творческий путь ученого, показать его борьбу за развитие
образования в России осуществила Л. А. Искра-Перевалова в работе Педагогические
взгляды М. В. Ломоносова 8. Предметом ее внимания стали Ломоносовские проекты
Регламента московских гимназий и Регламента Академической гимназии. Ев