Одна из причин
этого незнание педагогических сочинении М. В.
Ломоносова, что не позволяет осуществить глубокий анализ его идей. Кроме
того, в историко-педагогической литературе нет единства в используемой
терминологии: одни изучают педагогические взгляды ученого Л.
А. Перевалов, другие
его педагогические идеи В. К. Бобровникова. По нашему мнению, педагогические
идеи Ломоносова следует рассматривать как учение, заложившее основы русской
научной педагогики.
В ней
должное место занимает его просветительная программа, в которой он выступил
организатором народного просвещения на основе принципов
гуманизма, демократизма,
народности. Неисследованным остается вопрос о благотворном влиянии данной
программы на развитие просвещения в многонациональных территориях, на
становление прогрессивной педагогической мысли народов России.
В
педагогическом учении М. В. Ломоносова мы выделяем как недостаточно изученные
его дидактические идеи, несмотря на то, что он внес много
нового, оригинального
в разработку принципов и методов обучения, его организационных форм.
Фактически
вне поля зрения остались проблемы педагогики высшей школы, основателем которой
явился М. В. Ломоносов. В общем плане их рассматривали Е. П. Белозерцев
12, СИ.
Зиновьев 13.
При внешней
многочисленности работ, прежде всего исторических, в области
ломоносововедения,
создается впечатление, что биография и научная деятельность гения русской
науки изучены довольно основательно. Однако более глубокое знакомство с
трудами М. В. Ломоносова выявляет достаточно большое число неисследованных
проблем, белых пятен, а иногда и просто штампованного
восприятия, осовременивания
идей ученого.
Практически
не раскрыта педагогическая деятельность М. Ломоносова, ее основные этапы. В
этой связи следует обратиться к уточнению его биографии. Мы убеждены в
огромном влиянии Поморского Севера, его культурных традиций на формирование М.
В. Ломоносова как педагога. Однако нам менее всего известен поморский период
его жизни. К сожалению, сохранилось крайне мало документов, связанных с
пребыванием ученого на Севере. Одной из