ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 36


Варшавы на Север стали приезжать воспитанники Киевской и Московской академий: Кульчицкий, Хропкевич, Баракевич, Кардашевский и др. Нами в Государственном архиве Архангельской области обнаружены рукописные книги XVII XVIII вв. Иоанн Златоуст Беседы, нравоучения и истолкования евангелия Иоанна Богослова 1665 г. ; Православное исповедание 1696 г. ; Евангелие учительное 1681 г. ; Л. Баранович. Меч духовный 1666 г. и др. . Интерес представляет указание на выпуск рукописей в Киево-Печерской лавре и их принадлежность к Холмогорскому Собору. В доме Варшавы, по свидетельству современников, царила южнорусская образованность, общение происходило и на латинском, и на польском, и на украинском языках.

В Архангельских губернских новостях 1869, 5 были помещены материалы, в которых высказывалось предположение об обучении М. В. Ломоносова в архиерейской школе в Холмогорах. Хотя советские исследователи, в т. ч. А. А. Морозов 16, отвергают этот факт, он требует документальной проверки по ряду причин. Известно, что, во- первых, мать ученого была родом из семьи церковнослужителя. Во-вторых, школа являлась малочисленной, и поэтому было возможным принятие в нее крестьянских детей. В- третьих, уровень грамотности, почерк, стиль письма М. В. Ломоносова в юные годы позволяют сомневаться в том, чтобы так можно было научиться урывками, без системы и должного руководства со стороны учителя.

Для понимания сущности педагогической деятельности М. В. Ломоносова важно также знакомство с его московским и немецким периодом жизни. Однако мы имеем бедные документальные источники. Осталось очень мало личных писем ученого. Лишь в двух письмах к И. И. Шувалову находим его воспоминания о московских годах жизни, а обучение М. В. Ломоносова в Германии представлено практически на косвенных источниках. Важно узнать влияние педагогов, поэтов, ученых Германии на формирование его педагогических идей. Кроме того, недостаточно известно посещение М. В. Ломоносовым Киева. М. Булгаков 17, изучая историю Киевской Академии, не коснулся этого вопроса, точно так же, как и Д. Вишневский 18. Изучение пребывания ученого в Киеве было осуществлено И. Чистовичем 19,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика