III. Развитие
школьного дела
в России
первой половины XVIII века
благодаря
петровским преобразованиям новая культура России XVIII
века, основанная на исконно русских традициях, имела X L отпечаток
западноевропейской цивилизации. Исторический опыт
показал, что общекультурное развитие страны базируется на
образовании, просвещении.
Поэтому как одну из ведущих задач Петр I ставил вопрос о переустройстве
школьного дела. Его роль в этом направлении высоко оценивалась многими
исследователями К. И. Арсеньев, В. В. Сиповский, которые считали, что Петр
Великий открыл новую историю России. Однако чуждые обычаи, нравы и понятия не
могли лишить народ ни его характера, образовывавшегося веками и утвержденного
многими доблестями, ни привязанности к родному, любви к своему, собственному
Русскому быту и даже желания видеть и понимать вещи по-своему. После кончины
Великого Монарха-Преобразователя, в продолжение пятидесяти лет, дело
народного образования совершалось по плану, им предначертанному, без всяких
существенных изменений 1, с. 12 13.
История
народного образования в России первой половины XVIII века требует отдельного
самостоятельного изучения. В исторической и историко-педагогической литературе
имеется ряд исследований, позволяющих судить о значении преобразований
школьного дела петровской и послепетровской эпохи для последующих лет, вплоть
до конца века. Кроме того, в ГРАДА, РИГА, Полном собрании законов
Российской империи имеются документы, свидетельствующие о динамике развития
школ, их территориальном размещении, особенно во второй половине века. Изучая
состояние школьного дела в исследуемый период, необходимо было выявить в этом
процессе своеобразные тенденции, характерные для русской школы.
Развитию
просвещения в России в первой половине XVIII века способствовал ряд факторов:
создание определенной материальной основы для функционирования учебных
заведений выделение средств, зданий, расширение книгоиздательского
дела, подбор
и