ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 41


подготовка учительских кадров и т. п. ; государственная поддержка образовательных преобразований; рост грамотности среди населения страны. Так, А. И. Соболевский, исследуя состояние образованности Московской Руси XV XVII вв. , пришел к выводу, что белые священники уже в этот период были в основном грамотными. Правительство приказало отцам духовным расписываться в документах за посадских людей и крестьян, если они неграмотны. Черное духовенство имело некоторый процент неграмотных. Более 50 крупных и мелких землевладельцев Московской Руси, независимо от их места жительства, были грамотны. Владение грамотой было обычным явлением среди торговых людей. По мнению А. И. Соболевского, процент грамотных крестьян едва ли был ниже 15. Понятие образованности в тот период было одинаковым почти для всех сословий: И княжеский сын, и поповский, и крестьянский учились в одни и те же годы одному и тому же по одним и тем же книгам, часто у одних и тех же учителей, и достигали в школьном образовании приблизительно одного и того же уменья читать и писать. Точно также и княжеский сын, и попович, и крестьянский сын могли сами, каждый отдельно, набираться учености, изучая книги 2, с. 25. Количественному и качественному изучению изменений, происходивших в традиционной системе школьного образования на Руси в XV XVII вв. , посвятили свои исследования Э. Д. Днепров, О. С. Кошелева, B. C. Румянцева и др. Они доказали, что состояние образованности этого периода подготовило осуществление петровских преобразований в области школьного дела. По мнению современных ученых, необъективной является точка зрения отдельных авторов об отставании России от общеевропейской образованности.

Совершенно правильное утверждение М. Владимирского-Буданова о том, что в допетровскую эпоху господствовало элементарное образование, которое находилось в ведении приходских общин. Оно заключалось в распространении простой грамотности, положительным моментом которой было то, что одновременно с изучением грамоты начинался процесс умственного и нравственного возвышения. Цель его в старых приходских школах обозначалась как люд

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика