Лейбницем, а в
1712 г. выдал ему грамоту о приеме на
русскую службу в чине тайного советника с назначеньем жалованья по тысяче
ефимков в год, в надежде, что он будет содействовать русскому правительству
ко умножению математических и иных искусств и произыски-ванию истории и к
приращению наук 5, с. 995. С этого времени Лейбниц неоднократно высказывал
свое мнение на государственное устройство и на средства распространения
образования в России. Так, в записке русскому резиденту в Вене в 1707 г. он
писал, что средство, с помощью которого можно повести людей на этот путь
добродетели и счастья, заключается в хорошем воспитании юношества. Посредством
воспитания можно даже из животных делать чудеса. . . Юношество можно так вести,
чтоб вселить в него любовь к добродетели и охоту к науке 5, с. 995, Лейбниц
раскрывал способы распространения научного знания, указывал на необходимость
создания библиотек, музеев, коллекций, кунсткамер. В конце записки он
предлагал
образовать Академию наук в виде особенной влиятельной коллегии с обширным
кругом власти, от которой бы зависели до известной степени высшие и низшие
учебные заведения, назначение ученых, книжное
дело, типографии, переводы, цензура
книг, а также художники и ремесленники с их произведениями 5, с. 996. В
записке 1716 г. Лейбниц вновь писал о значении библиотек, ботанических и
зоологических садов, анатомическом театре как необходимом средстве
распространения
наук. Развивая свои мысли о воспитании и образовании, он критиковал
современные ему педагогические воззрения, содержанием которых было формальное
развитие. Лейбниц являлся реалистом в воспитании 5, с. 997 и считал, что
умственному развитию наиболее всего способствуют математические науки. Поэтому
он рекомендовал какое-то время каждому обучающемуся студенту посещать лекции по
математике и механике Лейбниц выступал за практическое применение научных идей
в жизни общества. Он высоко ценил общественное назначение педагогического
труда, рекомендовал просэессоров поставить по значимости наравне с высшими
чиновниками при дворе а
учителей-с
высшими чиновниками в провинциях Идеи Лейбница
о связи
науки с жизнью Академииобществом
НИИ знаний
в стране нашли свое воплощение в преобразованиях Пет