архиерейские
школы, готовясь в будущем определиться на духовные
должности.
В
образовательном и педагогическом плане в них к обучающимся предъявлялись самые
элементарные требования. Учителя выбирались архиереями. Они должны были
отвечать двум требованиям: быть умными и честными по Духовному
Регламенту. Образование
не отличалось широтой: обучение грамоте, чтению. Учитель обучал чтению двух
книг: О догматах веры и О должностях всяких чинов. В России активно внедрялся
принцип специализации духовного образования, отделяющий духовное сословие от
всех других слоев общества. К концу первой четверти XVIII в. в России
действовало уже 46 епархиальных школ, которые выполняли функции средних
учебных заведений. Позднее они превратились в духовные семинарии. К 1764 г. в
них обучалось 6000 человек 13, с. 185.
Несмотря на
расширение состава изучаемых предметов в известной степени затрагивались и
светские науки, преподавание в духовных училищах оставалось чисто
схоластическим. Методика обучения в них по-прежнему основывалась на заучивании,
механической зубрежке канонов, догматов, текстов церковных служб 4, с. 263.
Часть способных учеников отбиралась для продолжения образования в Академии
наук.
В период
царствования Анны Иоанновны было признано целесообразным возложить элементарное
образование на семью. Указом от 9 февраля 1737 года О явке недорослей в
Санкт-Петербург к Герольдмейстеру, а в Губерниях к Губернаторам для
освидетельствования их в науках; о назначении им сроков к обучению и об
определении их на месте, по достижении 20-летнего возраста предлагалось всем
недорослям, начиная с 7 лет, являться для учета, объявляя, сколько кому от
роду лет и чему кто научился. Во второй раз следовало прибыть в 12 лет, чтобы
они грамоте читать и чисто писать обучены были. По желанию родители могут
учить, кроме закона Божия, и иностранным языкам, арифметике, геометрии. В
16 лет молодые люди должны быть освидетельствованы в Санкт-Петербурге или
Москве. Если родители желают их