Иноязычные школы
достигали хороших результатов, об этом
свидетельствуют данные характеристик учащихся, опубликованные С.
А. Белоруковым
и А. Н. Зерцаловым 16, с. XII. В них постепенно сложилась отлаженная
система подготовки учащихся, о которой свидетельствуют документы ГРАДА в фонде
XVII Наука, литература, искусство о немецком училище при Лютеранской церкви
Петра и Павла в Петербурге за 1783 г. . В записке тайного советника Остервальда
и академика Эпинуса говорится, что в нем имеются нормальные способы
учения, оно
находится в хорошем экономическом состоянии и может быть объявлено примерным
училищем 17, ф. 17, е. х. 77, л. 1 8 об. . Этот документ показывает
жизнестойкость подобных типов школ, обучающих молодых людей различным
языкам, с
помощью которых они могут быстрее различные науки разуметь.
Таким
образом, следует сделать вывод, что достоинством русской школы была
практическая направленность образования. Ее внедрение привело к тому, что
новая школа, служа государственным интересам, стала центром реального
образования.
Существенным
отличием школьного образования в России первой половины XVIII века был принцип
сословности, который получил свое развитие при преемниках Петра I. В учебные
заведения высшего уровня принимались только дети дворян. С открытием
Сухопутного шляхетского корпуса 1732 г. , Морского шляхетского корпуса 1752 г.
, Пажеского корпуса 1759 г. , Артиллерийского и Инженерного шляхетского
корпуса 1762 г. фактически закреплялось господствующее положение дворянства в
самых различных областях государственной, военной, придворной
службы, превращая
ее в сословную привилегию дворянства. Сословными стали духовные семинарии и
архиерейские школы. Обучавшихся в них солдатских детей было предложено отослать
в полки в службу, а помещиковых людей и крестьянских детей отрешить и впредь
таковых не принимать. Только горные, медицинские и некоторые другие
школы, занятия
в которых и правительство, и дворянство рассматривали как недостойное для
дворян, продолжали сохранять пестроту сословного состава учащихся
Большинство