они
перерабатывались, дополнялись, изменялись и с учетом
опыта преподавания готовились новые. Например, М. В. Ломоносов, отстаивая
такой важный педагогический подход, как выбор самими учащимися предмета для
углубленного изучения, рекомендовал издавать вариативные учебные руководства и
научно-популярные брошюры. В 1760 г. вышли Сокращения математики С.
Я. Кумовского,
в 1761 г. О пользе упражнения в чистых математических рассуждениях С.
Г. Котельникова
и Краткое понятие о физике, в 1762 г. Краткое руководство к теоретической
геометрии Г. Краф-та, в 1763 г. О начале и приращении оптики С.
Я. Кумовского.
В те же годы было издано несколько подобных по характеру книг самого
Ломоносова, содержавших понятие о предмете и сущности некоторых наук
25, с. 158.
Важной причиной, тормозившей развитие русского просвещения, был недостаток
учителей. Практически до 80-х годов XVIII столетия отсутствовала специальная
подготовка учительских кадров. Для обучения и воспитания юношества использовали
представителей
духовенства, специалистов, офицеров, студентов, учащихся. Например,
учителя латинского и греческого языков были так редки, что князь Дмитрий
Кантемир жаловался Петру на то, что человека, привезенного им из Молдавии для
обучения своих детей итальянского, латинского и греческого языков у него взяли
в духовную коллегию, а другого, знающего эти языки, в Петербурге найти
невозможно 26, с. 573. В обучении языкам существовала практика использования
в качестве учителей людей, являющихся носителями иноземной речи. Так, в
фондах Московской Сенатской конторы найден документ об определении в академию
прапорщика Лариона Рассохина, который в 1740 году возвратился из Китая, с
целью выделения ему учеников для обучения китайскому и маньчжурскому
языкам, беспрестанно
с ними говорить, силу произношения, голосов речей и показывать трудные слова
и литеры толковать. Предлагалось выбрать трех или четырех молодых человек
чтобы их к сему обучению употребить Которые бы не только по-русски читать и
писать умели, но притоми бы немецкий и латинский языков д. во больно знали
ГРАДА,
ф. 248, оп 106 е х. 1665, л 1-1 об