рюх работало в
гимназиях, университете и Академии наук. Особый
вклад в распространение грамотности среди народа внесло духовенство.
Следует
отметить отрицательный характер атмосферы, царивший во многих школах. В.
О. Ключевский
писал, что школа, превращавшая воспитание юношества в дрессировку
зверей, могла
только отталкивать от себя и помогла выработать среди своих питомцев
своеобразную форму противодействия побег. Это школьное дезертирство. .
. станет
для нас вполне понятным явлением, не переставая быть печальным, если к трудно
воображаемому языку, на каком преподавали выписные иноземные учителя, к
неуклюжим и притом трудно добываемым учебникам, к приемам тогдашней педагогики,
вовсе не желавшей нравиться учащимся, прибавим взгляд правительства на
школьное ученье не как на нравственную потребность общества, а как на
натуральную повинность молодежи, подготовлявшую ее к обязательной
службе. Когда
школа рассматривалась как преддверие казармы или канцелярии, то и молодежь
приучалась смотреть на школу, как на тюрьму или каторгу, с которой бежать
всегда приятно 22, т. 4, с. 243.
Из-за этого
в Петербургских и Московских училищах недоставало до комплектного числа иногда
400, а иногда свыше 500 человек, тогда как законом было определено обучение в
них 800 учащихся указы от 30 марта 1726 г. и 21 июня 1727 г. . Предубеждение
против школы и учения было долгое время непреодолимым во всех
сословиях. Елизавета
Петровна указом от 30 апреля 1743 г. приказала брать штраф с
родителей, которые
не заботились о воспитании своих детей К. И. Арсеньев.
К сожалению,
в архивах не найдены материалы с точным указанием количества
школ, учащихся, учителей
в целом по России и по губерниям в первой половине XVIII века. Упорядочение
делопроизводства в области просвещения началось лишь в 80-х
годах, с учреждения Комиссии народных училищ.
Школьное
дело в России в первой половине XVIII века переживало переломный
период. Используя
опыт иностранных специалистов, учитывая особенности экономического и
культурного раз