ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 73


рюх работало в гимназиях, университете и Академии наук. Особый вклад в распространение грамотности среди народа внесло духовенство.

Следует отметить отрицательный характер атмосферы, царивший во многих школах. В. О. Ключевский писал, что школа, превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя и помогла выработать среди своих питомцев своеобразную форму противодействия побег. Это школьное дезертирство. . . станет для нас вполне понятным явлением, не переставая быть печальным, если к трудно воображаемому языку, на каком преподавали выписные иноземные учителя, к неуклюжим и притом трудно добываемым учебникам, к приемам тогдашней педагогики, вовсе не желавшей нравиться учащимся, прибавим взгляд правительства на школьное ученье не как на нравственную потребность общества, а как на натуральную повинность молодежи, подготовлявшую ее к обязательной службе. Когда школа рассматривалась как преддверие казармы или канцелярии, то и молодежь приучалась смотреть на школу, как на тюрьму или каторгу, с которой бежать всегда приятно 22, т. 4, с. 243.

Из-за этого в Петербургских и Московских училищах недоставало до комплектного числа иногда 400, а иногда свыше 500 человек, тогда как законом было определено обучение в них 800 учащихся указы от 30 марта 1726 г. и 21 июня 1727 г. . Предубеждение против школы и учения было долгое время непреодолимым во всех сословиях. Елизавета Петровна указом от 30 апреля 1743 г. приказала брать штраф с родителей, которые не заботились о воспитании своих детей К. И. Арсеньев.

К сожалению, в архивах не найдены материалы с точным указанием количества школ, учащихся, учителей в целом по России и по губерниям в первой половине XVIII века. Упорядочение делопроизводства в области просвещения началось лишь в 80-х годах, с учреждения Комиссии народных училищ.

Школьное дело в России в первой половине XVIII века переживало переломный период. Используя опыт иностранных специалистов, учитывая особенности экономического и культурного раз

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика