IV. Образовательное-
воспитательные
проблемы в
русской
просветительной педагогике
новые веяния в
экономике, культуре вызвали реформу об-
разевания, активизировали деятельность просветителей
первой половины
XVIII века, что способствовало развитию
педагогической мысли. В ее истории выделяем два периода: просветительная
педагогика эпохи петровских преобразований 1700 1730 гг. и просветительная
педагогика Ломоносовского периода 1741 1765 гг. , заложившая основы
отечественной
научной педагог-
гики.
Ведущими идеями
просветительной педагогики 1700 1730 гг. были
следующие положения. Ее представители видели главную цель в обучении живому
познанию действительности, приобретаемому через непосредственное прикосновение
с миром. Задача воспитания, по их мнению, заключалась в том, чтобы прийти
на помощь природе ребенка, устранить все препятствия к естественному развитию
заложенных в человеке задатков. Ребенок должен сам через столкновение с
действительностью выработать убеждения в сфере отношений человека к другим
людям и существующему миру. Необходимо научить ребенка управлять своими
действиями. В этом процессе следует исходить не из принуждения, а из
убеждения.
Одним из условий успешности воспитания является наличие в воспитателе
высоконравственных качеств, добродетелей, позволяющих добиться уважения к
себе со стороны воспитанников.
Русских
просветителей беспокоила прежде всего проблема
организации всего
школьного дела в стране и содержание образа-
ваяния в школе. И.
Ф. Салтыков, Ф. Прокопович, И. Посошков,
В. Н.
Татищев предложили
разные варианты решения данного вопроса.
Видный
государственный деятель, сторонник социально-
политических, экономических, культурных
преобразований Федор Степанович Салтыков год рож. неизм.. 1715 г. разработал
план распространения образования в России, который изложил в запас