он изложил в Разговоре
о пользе наук и училищ 1733, в Записке
об учащихся и расходах на просвещение в России, в Духовной моему сыну 1733, в
Учреждении, коим порядкам русских школ Амати поступать 1736. Исследователи
отмечают двойственность его методологических позиций. С одной
стороны, он, представитель
просветительской философии, отстаивал сословность, рационализм, а с
другой сторонник
религии и религиозного воспитания. Просвещение, по его мнению, не только не
подрывает религию, но, наоборот, укрепляет ее. В работах Татищева мы имеем
первую попытку приспособить рационалистическую философию к самодержавному строю
России и укреплению дворянского сословия 4, с. 58.
Он полагал, что
изменений в жизни страны можно достичь лишь с помощью усиления самодержавия и
распространения просвещения. Наука ведет к самопознанию, к будущему и
настоящему благополучию: . . . Оные от недостатка разума всегда тем, что они
есть и что имеют, недовольны, но всегда большего, чести, или
увеселения, или
богатства, желая, а довольно никогда получить могущие, непрестанно совести
мучайся
в беспокойстве пребывают; противно же тому разумный человек, не взирая на
других об нем мнения, сам всем доволен и совести спокоен, а когда оное
приобрел, то ему ровно как бы он всей земли владетель был. . . Наука главная
есть, чтоб человек мог себя познать 5. В. Н. Татищев доказывал полезность
наук не только для воспитания, образования, но и для государственного
управления. Он отстаивал мысль о том, что незнание и глупость любому обществу
вред наносят. С помощью науки и искусства разумный человек приобретает не
только хорошую память, твердые и обоснованные суждения, но и становится
способным предотвратить зло, вредительство, смятение В Н Татищев видел
разницу между ученым и неученым человеком прежде
всего в нравственности Разумный человек все благорассудя,
определяет, непрйвильнвгм и впредь вредительнвгм не прельщается бесстрз. Ш.
них
обстоятельств не боится и Hci отврсицение схрз. хаз. мужественно поступая
охревз. ах и
побеждает, в радости и счастий не превозно снится и оному не вертгг З.. в
несчастии не ослабевает, беды же ii горе