ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 86


он изложил в Разговоре о пользе наук и училищ 1733, в Записке об учащихся и расходах на просвещение в России, в Духовной моему сыну 1733, в Учреждении, коим порядкам русских школ Амати поступать 1736. Исследователи отмечают двойственность его методологических позиций. С одной стороны, он, представитель просветительской философии, отстаивал сословность, рационализм, а с другой сторонник религии и религиозного воспитания. Просвещение, по его мнению, не только не подрывает религию, но, наоборот, укрепляет ее. В работах Татищева мы имеем первую попытку приспособить рационалистическую философию к самодержавному строю России и укреплению дворянского сословия 4, с. 58.

Он полагал, что изменений в жизни страны можно достичь лишь с помощью усиления самодержавия и распространения просвещения. Наука ведет к самопознанию, к будущему и настоящему благополучию: . . . Оные от недостатка разума всегда тем, что они есть и что имеют, недовольны, но всегда большего, чести, или увеселения, или богатства, желая, а довольно никогда получить могущие, непрестанно совести мучайся в беспокойстве пребывают; противно же тому разумный человек, не взирая на других об нем мнения, сам всем доволен и совести спокоен, а когда оное приобрел, то ему ровно как бы он всей земли владетель был. . . Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать 5. В. Н. Татищев доказывал полезность наук не только для воспитания, образования, но и для государственного управления. Он отстаивал мысль о том, что незнание и глупость любому обществу вред наносят. С помощью науки и искусства разумный человек приобретает не только хорошую память, твердые и обоснованные суждения, но и становится способным предотвратить зло, вредительство, смятение В Н Татищев видел разницу между ученым и неученым человеком прежде всего в нравственности Разумный человек все благорассудя, определяет, непрйвильнвгм и впредь вредительнвгм не прельщается бесстрз. Ш. них обстоятельств не боится и Hci отврсицение схрз. хаз. мужественно поступая охревз. ах и побеждает, в радости и счастий не превозно снится и оному не вертгг З.. в несчастии не ослабевает, беды же ii горе

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика