ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 87


сит великодушием преодолевает и, своим довольствуйся, чужого не ищет; противно же тому неведение всяким неправильным советам и предлогом прелыцаяся верит, но вскоре узнаваем, что обман есть; он сущего страха не боится; а где несть страха трепещет, в печали и радости не умерен, в счастий и несчастии непостоянен и во всем вместо пользы наносит себе вред, и сия есть разница между ученым и неученым 5. В. Н. Татищев рассматривал значение науки с практических, утилитарных позиций, с точки зрения ее полезности и непотребности. Изучить новое следует человеку для того, чтобы быть совершеннее. Наука должна для этого дать определенные знания. Поэтому В. Н. Татищев разделил науки на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные, вреди-тельные.

К нужным наукам он относил домоводство, чтобы о имении и пище, одежде и жилище спокойном прилежать, оные добрыми и правильными способами приобретать, а приобретенное с добрым порядком употреблять и хранить, дабы в случае нечаянного недостатка нужды не терпеть. . . ; рвачество или медицины, дабы мы могли здравие, следовательно пребывание или жизнь продолжить, а по утрачении здравие возвратить; нравоучение, поскольку человек по естеству на зло склонен и чисто своими непристойными поступками и обидами других на отмщение себе возбуждает, следственно, сам себе беды и пакости наносит; законоучение; владение оружием, чтобы зане сей стан особливо для обороны отечества и отвращение общего вреда устроен; логика и богословие.

Полезными науками В. Н. Татищев называл письмо и грамматику, т. к. между всеми полезными науками письмо есть первое, через которое мы прошедшие знаем и в памяти храним, с далеко отстоящими так как присутственно говорим и еще иногда лучше, нежели языком, мнение наше изобразить можем; красноречие или риторика, которое в том состоит, чтоб по обстоятельству случая речь свою учредить; инородные языки, дабы мы других не токмо с нами подданством внутрь России, но и пограничных или имеющих с нами торги и войны народов разуметь и им наше мнение объявить могли. . . ; математику, арифметику, геометрию, механику,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика