20 до 200 мужских и
женских семинарий, рассчитанных на 12000
учащихся. Считается нужным обучение детей дворян проводить отдельно от детей
других сословий, он в соответствии с этим рассматривал назначение начальной
школы. Для дворян эта школа лишь первая ступень к последующему образованию. В
малом училище, устроенном в виде пансиона, на 50 человек, дети дворян
обучаются читать и писать на родном языке, религии, немецкому и французскому
языкам, арифметике, геометрии и началам истории и географии. На этой основе
им строится система среднего и высшего дворянского образования: гимназии для
предуготовления
к высшим наукам, академии или университеты, к которым относится и Корпус
кадетов 6, с. 53.
В
организации обучения, которую предлагал В. Н. Татищев, ярко выделяется
сословный принцип. Дети дворян должны быть отделены от детей простого народа.
Вместе с тем
в Кратких экономических до времени относящихся записках он обосновал
необходимость элементарного обучения крестьянских детей, в т. ч. и крепостных,
мужеского и женского пола в возрасте от пяти до десяти лет чтению и письму, а
от десяти до пятнадцати лет ремеслам. По его мнению, этого требовали
экономические и военные интересы государства. Чтобы крестьяне были заняты и в
зимнее время, В. Н. Татищев предписывал обучать их художествам:
кузнецкому, колесному,
бочарному, ов-
чарному, горшечному, коновальному, портному, сапожному, шерсть
бить, войлоки валять, что крестьянину необходимо иметь надлежит.
Другой круг
проблем, рассматриваемый в просветительной педагогике, касался вопросов
воспитания, его организации и принципов, которые отражали новые
педагогические веяния, отрицали старую педагогику сокрушения ребер. В центр
воспитания постепенно ставилась идея воспитания личности, которую позднее
более полно разовьет М. В. Ломоносов. Произошли изменения в понимании самой
сущности личности, ее ценностей. Это выразилось в расшатывании аскетического
идеала, развивающейся приверженности людей к интересам земной жизни, в
том, что
клерикальные