ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 93


шей самоотдачи, самоотверженности. Но Ф. Прокопович верил в то, что правильно организованное учение позволит воспитать людей, полезных обществу, готовых к государственной службе. Активный участник петровских преобразований был ярким носителем светского мировоззрения, соответствующего новому положению светской власти, ее главенствующему по отношению к церкви месту. Если Петр I положил конец политическим притязаниям церкви, то Ф. Прокопович основательно подорвал ее духовную диктатуру. Прагматический взгляд на историю, прогрессивный для того периода, сочетался с социологическим рационализмом и натуралистическим пониманием природы человека 8, с. 184. Многие положения Духовного регламента были впоследствии конкретизированы и подробно разработаны М. В. Ломоносовым.

В отличие от Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева для воспитательных взглядов И. Посошков характерен был консерватизм. Так, в Завещании отеческом, которое сравнивается исследователями с Домостроем, он дал нравственно-христианские наставления, детально описал семейную жизнь, отношение к службе. Воспитание, по его мнению, должно быть строго в религиозном духе: Бога бойся, ни с кем не бранись, не дерись; бог с неба смотрит, и что ты ни сделавши, видит; и языка своего не выставляй: бог за то тебя убьет. Е. Н. Медынский отмечал, что второй существенной чертой педагогических воззрений И. Посошков является крайняя суровость воспитания. Детей надо держать неоплошно и в великой грозе, чтобы они трепетали перед богом и боялись одного взгляда родителей. В подтверждение этого принципа Посошков приводит длинный ряд текстов из ветхого завета о сокрушении ребер детям 4, с. 64.

Большое внимание И. Посошков уделил регламентации содержания образования. Он считал, что детей следует учить славянскому греческому, латинскому, польскому языкам, чтению, письму, грамматике, математике выкладке цифирной научив до деления. Рекомендовал обучать детей различным мастерством художествам, рисованию и черчению: А сего учения не моги отложить, еже бы тебе его не научить рисовать и в размере силу знать, чтобы он всякое дело прежде начинания делали, мог его нарисовали по раз

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика