ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 96


как скоро который урок свой выучит, так скоро его с похвалою из школы выпустить, чрез что и ленивым подается лучшая охота 3, с. 85.

Важным условием успешности учения он считал правильное, разумное применение поощрения и наказания. В. Н. Татищев указывал учителям поправлять ученика без всякой злобы и свирепости, но ласкою и с любовью показу себя как словами, так и поступками любительно и весело. В качестве поощрения он рекомендовал применять доброе слово, похвалу, ласку. Для наказаний можно было употребить более стыдом, нежели скорби, яко стоя у дверей, привязана к скамье, и на земле сидя кому учиться, или несколько часов излишнее пред другими в школе удержать. И если такие наказания жестокосердному недостаточны, тогда биением по рукам или легкою плетью по спине, токмо того весьма храниться, чтоб часто не бить, ибо тем более побои в уничтожение и ученики в бесстрашие приводятся. В голову же и по щеке учеников отнюдь не бить 3, с. 85. В. Н. Татищев был сторонником разумного использования наказаний. Применение физических, насильственных его форм было исключительной мерой. Он рекомендовал наказывать учеников не только за леность учения, за кражи, ложь, непокорность, но и за прогулы: И ежели который ученик в урочное время не придет и прогуляет час или более, такого наказывать, кроме битья. . . ; если же который прогуляет без надлежащей причины целый день, то оного наказывать на теле; а буде который более одного дня прогуляет, то у получающих жалованье вычесть втрое, почему на учебный день приходит, и сверх того, донести управителю, который помогающего родителя или содержателя равномерно накажет; а которые школьники не получают, то с тех родителей оправить против равных ему получающих учеников, и сии деньги, записывая особо, употреблять на школьный расход с определенными на оную, и для того о всех прогулах в месячных ведомостях учителем писать именно 3, с. 87 88.

В. Н. Татищев критиковал слабую подготовку учителей в плане методики преподавания. Традиционно сложилась такая система обучения: вначале наизусть учили азбуку, Часовни, Псалтырь,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика