ставенной подготовке
молодых специалистов. В этот период он
выступил с идеей открытия Московского университета. Он заботился о том, чтобы
учебные заведения, в том числе и университет, были открыты для детей простого
народа. В проект создания университета в Москве М. В. Ломоносов внес те
демократические предложения, которые он отстаивал для академического
университета. Поэтому Московский университет, созданный в 1755 году, воплотил
идеи великого русского ученого о развитии русского образования.
Наиболее
полно и плодотворно занимался М. В. Ломоносов педагогической деятельностью в
1758 1760 гг. , когда он начал руководить академической гимназией и
университетом. Хотя многое из предложенного им встречало противодействие, этот
период жизни связан с детализацией программы развития среднего и высшего
образования в России, что нашло отражение в таких документах, как Проект
Регламента Московских гимназий, 1755 г. и Проект Регламента академической
гимназии. 1758 г. .
Программа
была построена на основе демократизма, гуманизма и народности. Демократизм М.
В. Ломоносова выразился прежде всего в стремлении распространить образование
во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети
школ, числа
обучающихся детей в них. М. В. Ломоносов выступил за создание единой
бессословной системы образования, доступной всем. Он предусмотрел привлечение
к обучению детей из простонародья, боролся за создание им материальных условий.
Идея
народности Ломоносовской программы заключалась в опоре на истинно русское в
образовании. Так, он считал, что академическая гимназия не удовлетворяет
потребности страны в грамотных людях: В Гимназии каково расположение было, из
того видно, что ни один школьник в студенты из ней не выпущен, кроме одного
или двух, которые прежде в других школах доброе положили основание
2, т. 9, с.
38-39. Главной причиной такого положения М. В. Ломоносов считал недоброхотство
к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении
2, т. 10, с.
123. Оно выражалось в насилии учителей-иностранцев, в отсутствии обучения на
русском языке.