зидента, и по нему
учение в гимназии производится с
несравненно лучшим успехом, ибо в три года произведено из Гимназии в
университетские
студенты семнадцать человек экзаменованных и удостоенных профессорами
2, т. 10,
с. 402-403. М. В. Ломоносов имел все основания утверждать, что доверенные
ему университет и гимназия, не взирая на великие соперников противления и хулу,
состоят в хорошем порядке.
Педагогическая
деятельность первого русского академика осложнялась
тяжелыми отношениями с противниками российского просвещения. Он стремился
преодолеть сословность в образовании, насилие иностранцев, отстаивал
демократизм школы. В этом ярко проявилась его знаменитая благородная упряма.
Ценой больших усилий удалось Ломоносову
заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования и те
патриотические традиции, которые определили весь дальнейший прогресс науки в
России. Идея непрерывности начального, среднего и высшего
образования, выдвинутая
Ломоносовым, способствовала тому, что в конце XVIII века высшее
правительственное учреждение страны Сенат признал создание гимназии и
начальных
училищ за весьма полезное обществу. Но только в начале XIX в. была
осуществлена последовательная система образования от начальной ступени до
высшего учебного заведения в масштабах всей страны 5, с. 149.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Ламанский В. И. М. В. Ломоносов. Биогр.
очерк. СПб. , 1864.
2.
Ломоносов М. В. Полное собрание
сочинений: В 11 т. Гл. ред. С. И. Вавилов. М. , Л. : АН
СССР, 1950 1959,
1983.
3.
Грот Я. К. Очерк академической
деятельности Ломоносова. СПб. , 1865.
4.
Меншуткин Б. Н. Михаил Васильевич
Ломоносов. СПб. , 1911.
5.
Павлова Г. Е. , Федоров А. С. Михаил
Васильевич Ломоносов. М. : Наука, 1980.
6.
Бобровникова В. К. Педагогические
идеи и деятельность М. Ломоносова. М. : АПН СССР, 1961 .