VI. Народная педагогика и
М. В. Ломоносов
ч изучая
педагогическое наследие М. В. Ломоносова, мы обратили
внимание на связь его идей с русской народной педагогикой. Анализ
историко-педагогической литературы показывает недостаточную исследованность
этой проблемы, несмотря на наличие более 200 кандидатских диссертаций о
воспитании детей на народных воспитательных традициях в различных регионах
страны Башкортостан, Якутия, Татария и др. . Наиболее основательным и
крупным исследованием, посвященным проблемам этнопедагогики, является работа
Т. Н. Волкова Этнопедагогика 1. В ней автор подробно рассмотрел сущность
этнопедагогики,
дал ей методологическое обоснование, показал значение народного
воспитания, раскрыл
сферы его влияния, охарактеризовал эпос как сокровищницу народной
педагогики. Т.
Н. Волков стремился проанализировать накопленный воспитательный опыт не только
чувашей, но и других народов России. Однако в литературе менее всего освещены
вопросы, связанные с русской народной педагогикой.
В какой-то
степени этот пробел восполняет Антология педагогической мысли Древней Руси и
Русского государства XIV XVII вв. 2, где опубликованы тексты берестяных
грамот, отрывки из летописей, государственных документов, народные пословицы,
приметы и. д. Их анализ позволяет судить о богатстве и уникальности
педагогического опыта русского народа. Изучение его необходимо и с точки
зрения влияния всей русской культуры на культуру народов нашей
многонациональной Родины.
Большое
теоретическое значение имеет работа Е. Л. Христовой, посвященная
историографическим и методологическим проблемам народной педагогики 3. Ее цель
состояла в раскрытии процесса развития историко-педагогических знаний о
народной педагогике, в характеристике генезиса и развития понятий народная
педагогика, этнопедагогика и т. д.