К.
Д. Ушинский, исследуя проблему
народности в общественном воспитании, писал о том, что чувство народности
очень сильно в каждом человеке, что воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только
народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного
развития. . . Народ без народности тело без души, которому остается только
подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших
свою самобытность 6, т. 2, с, 161. Он отстаивает мысль о том, что общей
системы народного воспитания не существует ни в теории, ни на практике, что у
каждого народа есть своя, особая национальная система воспитания. Опыт других
народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том
же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. 6, т.
2, с. 165.
На становление М.
В. Ломоносова огромное влияние оказал
поморский Север. Академик Д. С. Лихачев 4 отмечал уникальность современного
русского Севера как памятника мировой и отечественной культуры, как
сокровищницу крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и
культурных традиций. Север сохранил былины Киевского и Новгородского
циклов, лирическую
песню, свадебную поэзию, песенную культуру и замечательный язык. Поистине
уникальны историко-культурные богатства Русского Севера. Из этой сокровищницы,
составляющей неотъемлемую часть мировой культуры, предстоит черпать духовные
ценности многим поколениям 5, с. 118. В такой своеобразной воспитательной
среде находился будущий ученый до девятнадцати лет. М. В. Ломоносов почти
девять лет делил с отцом тяготы сложных морских переходов. Он знакомился с
северным промыслом морского зверя: тюленя, нерпы, тюфяка, моржа, морского
зайца, интересовался китоловным промыслом; изучал соляное дело.
Хотя в то время поморские суда уже
имели компасы, а с помощью угломерного прибора поморы умели находить широту и
высоту полюса, однако требовалась большая сноровка и огромный