Варнаке
холмогорский епископ, получивший образование в Киево-могилянской
академии даже устраивались торжественные действа, мистерии и диспуты.
Этнографы
Севера К. П. Гемм, Т. А. Бернштам пришли к выводу, что в результате влияния
особенностей края на человека здесь сформировался своеобразный психический
склад личности, неодинаково развитый на разных поморских берегах, трудно
выразимый в точных научных терминах, но на который обращали внимание все люди,
побывавшие на Севере и отличавшие поморов как от жителя средней полосы, так и
от северного крестьянина-земледельца.
Одной из
составных частей культурных ценностей поморского Севера, как исконно русского
края, является поморская народная педагогика, включающая в себя
воспитательный опыт народа.
У поморов к XVIII
веку имелись устоявшиеся определенные представления на воспитание и
обучение, их
цели, задачи, пути и средства воздействия на детей. Совокупность и
взаимозависимость данных компонентов составляют суть народной педагогики. Мы
поддерживаем положение Г. Виноградова о том, что в основе ее находится
народная философия, философский фольклор 13.
Народный
воспитательный опыт сохранялся в устном народном
творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т. д.
Ядро
народной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали
средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального
опыта, духовных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим
передавались нормы поведения людей, требования к личности.
Характерными
чертами традиций являются
всеобщность, массовость, устойчивость, долговечность,
эмоциональная привлекательность. Сущность их состоит в сохранении
неизменности унаследованных форм поведения, в бережном отношении к сложившемуся
ранее укладу жизни как к культурному наследию прошлого, во внимании не только
к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в
результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. Таким
образом, отражая