объективные условия
жизни общества, традиции закрепляют
более существенные ее элементы, способствуют их преемственности.
Традиции как
унаследованная стереотипная форма социальной регуляции имеют особое значение в
воспитании подрастающего поколения. Они никому не навязывают свои взгляды и
способ поведения, а включают человека в практические действия, с которыми без
внутреннего сопротивления воспринимаются представления и нормы поступков.
Воспитательная
функция традиций состоит в стереотипных требованиях к личности и ее поведению в
обществе, в увлекательной силе примера.
Народные
воспитательные традиции Поморья складывались и сохранялись в
семье, поддерживались
коллективным общественным мнением, определялись особой ролью религии, церкви
в регионе.
Суровый край
формировал в людях не только физическую
силу, выносливость, закалку, сноровку,
отличное знание морского дела, но, прежде всего глубокое уважение друг к
другу, особенно к старшим. Поэтому одной из важных народных воспитательных
традиций была взаимная уважительность соседей, членов семьи. Раньше Дашек да
Палаше
не встретишь здесь, малыши Дарьюшки да Полюшки, девушки Дашеньки да
Пелагеюшки,
а вышли замуж уже и по батюшке величают. Отца величали
батюшка, мать мамушкой,
а крестную матушкой. . . 15, с. 49.
Особенность
народного поморского воспитания состояла в предъявлении высоких требований к
нравственности человека. Региональные условия жизни способствовали тому, что
в людях ценились такие качества, как
патриотизм, честность, коллективизм, гуманное
отношение к другим, смелость.
Ведущим
условием воспитания нравственности являлась особая атмосфера семьи. Ее
отличало то, что раздоры, конфликты в семьях чаще всего решались мирным путем.
Семья считалась основой жизни, в ней усваивались все ее ценности. Семьи были
большие пятибратчина, существовала одна пудовая квашня, 11 12
хлебов, житников
пекли в день. Жили большими семьями, не де