ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 120


лось. На ночь на чистой половине избы, против печного угла, рассыпали солому, покрывали домоткаными полотнищами и ложились в ряд. . . Морская промысловая деятельность влияла на физиологическую природу и отношение полов, на функции социальных институтов, в первую очередь семьи: позднее половое созревание высокий средний возраст вступающих в брак, долговременные разлуки мужчин и женщин развитие романтических или трагических чувств и индивидуализация личности, особенности промысловой специфики поморских берегов узкий круг брачных связей, частая гибель мужчин от несчастных случаев длительное сохранение большой семьи, благодаря которому она страховала себя от потери единственного кормильца или перераспределяла обязанности в случае заболевания 9, с. 99, 225.

Большая семья фактически была самостоятельным коллективом как производственным, так и воспитательным. Соблюдалось половозрастное разделение труда, в котором особое внимание уделялось обучению подростков трудовым навыкам. Распределение работ в промысловой и хозяйственной домашней сфере в разные периоды года было неодинаковым 9, с. 105.

Взаимная уважительность в семье способствовала сохранению хороших связей с близкими и дальними родственниками. Поощрялись добрые действия по отношению к ним, стремление прийти на помощь, умение забыть обиду.

Главой поморской семьи был отец старшой. Он имел большую власть. При главе дома соблюдались особенные порядки и тишина. Последователь Ломоносова В. В. Кристинин писал: Жестокое отеческое управление детьми внедривало в нежные их сердца глубокое почтение к родителям своим, но почтение сие было смешано со страхом рабского духа. . . За каждую новую одежду или обувку дети принуждены были благодарить родителей земными поклонами 16, с. 32-33.

Молчаливое послушание и подчинение воле родителей было обязательным в поморской семье. Однако это не мешало развитию в детях удали, предприимчивости, настойчивости. Поморы любили состязаться в силе и ловкости. В. В. Кристинин отмечал, что попу

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика