ко отцы учили, но по
делу. . . С малолетства приучены, шесть
лет исполнилось помогай отцу, он учил конопляное прядено такать, сеть вязать.
Не шутя каждодневный урок отец дает, исполнил, там и на луку бежать
забавляться можно. Сестер мать и бабка учили перво-наперво вязать, шерсть
трепать на запахах, заплатки разные класть, это одежу чинить. Девки с пяти
лет маленьких нянчили, у всех поморов порядок такой. А не так это у
непутевого какого 15, с. 49.
С детства
мальчиков приучали к трудному морскому промыслу. С семи-восьми лет их брали в
плавания. Они не получали доли в улове и только кормились возле трапезы
большаков. По названию маленьких чаек, которые жили и питались около становищ,
их прозвали зуйками. Они были заняты трудным и хлопотливым обслуживанием
всего промыслового быта. На корабле зуйки выполняли всю работу, которая
поручалась юнгам на парусниках. На берегу они чистили посуду, припасали дрова,
носили воду, помогали приводить в порядок снасти, промывали
бочонки, отбирали
рыбу, были вечно на побегушках, им было ни до сна, ни до отдыха 17.
С появлением
на свет девочке дарилась маленькая прялка, потом побольше. В начале игра, а
к десяти годам она уже получала задание: на веретене напряди, а потом и ткать
половики научись. Мальчику вручали маленький топорик и какой-нибудь инструмент,
чтобы мастерить учился. И не отдельным операциям, не скучному однообразию
поделок, а Ремеслу. Поэтому поморские дети умели делать то, что могли
взрослые. Исследователи отмечали, что русские крестьянские дети только по
дому были заняты в 85 видах работ. И это не считая общего труда в поле, в
огороде. . , в который дети втягивались с пяти-шести лет. Было подмечено
также, что во многих делах взрослые не очень и нуждались в помощи детей, могли
бы вовсе обойтись, то есть привлечение детей к труду осуществлялось
сознательно 18, с. 12.
Народные
воспитательные традиции нашли свое воплощение в пословицах и поговорках. Г. Н.
Волков отмечает, что пословицы отражают общественное мнение народа, которое
применимо к нравственной оценке всех случаев жизни. В них получили отражение
педагогические мысли, советы, касающиеся рождения детей, их