места в жизни
народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения
и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного
воспитания, наследования
детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного
мнения на воспитание и т. д. Выражение в пословицах общественного мнения о
воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, так как там
где его нет, там нет и общественного воспитания 1, с. 290.
Веками в
поморской среде в совместной работе складывались определенные нравственные
требования к человеку. Они нашли отражение в таких пословицах, как:
-
все не по родству, а по делам, по труду;
-
память о человеке по его труду;
-
на чужое не зарься, свое потеряешь;
-
честь не утеряешь, нигде не пропадешь;
-
трудовой человек всему цену знает;
-
труд да правда вместе живут;
-
помор дом строит всей семьей да обществом;
-
любая стройка без соседей не обходится.
Анализ
изречений показывает, что через непосредственное включение детей в трудовую
деятельность осуществлялось нравственное воздействие на личность.
Трудовой
принцип проходил красной нитью через все воспитание: Труд, по причине его
исключительной тяжести, поставлен здесь на замечательно высокую ступень. Мы
имели случай в этом убедиться. . . как заботливо обставлена целостность
морской добычи. Достаточно поставить возле сложенных вещей колышек или
письменную
заметку, чтобы всякий понял, что они не брошены или обронены случайно, а
оставлены нарочно для сохранения. Кому из проезжих приведется взять по дороге
из чужого сена охапку на корм лошади, тот всегда положит в зарод деньги по
цене сена. Оставленная лодка, пойманная оторвавшаяся сеть тоже
неприкосновенна,
как и добыча 17. Это нашло отражение и в поговорках, и в пословицах, которые
выполняли функцию ориентации детского и взрослого сознания на истинные ценности,
функцию активного не