приятия нравственных
изъянов в человеке и неправильных отношений
людей друг с другом. В них была обозначена мера ответственности каждого перед
родственниками, всей семьей, деревней и, в конце концов, государством. В
этом была основа воспитания. Ведь тот, кто обманул сверстника в детской игре,
легко может обмануть отца и мать, а обманувшему отца и мать после нескольких
повторений ничего не стоит пренебречь мнением и всей деревни, и всех
людей. Отсюда
прямая дорога к эгоизму и отщепенству 19, с. 115.
Таким образом,
народная педагогика Белогорья оказала большое влияние на становление
педагогических идей М. В. Ломоносова, на трактовку им вопросов
воспитания, организаций
просвещения в России. Он впитал в себя демократизм как отличительную черту
народной педагогики Т. Н. Волкова, ее практицизм, требования к
нравственности человека. Как отметил Г. В. Плеханов, архангельский мужик
стал разумен и велик не только по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло
то обстоятельство, что он был, именно, архангельским мужиком, мужиком-
поморцем,
не носившем крепостного ошейника. . . Крестьянство издавна жило не совсем так,
как в других частях русского государства. Нельзя сказать, чтобы там совсем
не было крупного землевладения: север имел немало монастырей, владеющих землею
и располагавших рабочей силой подчиненных им крестьян. Но это было только
полбеды. Другая, горшая половина отсутствовала: там не было поместного
землевладения.
Это не могло не оказать благотворного влияния на характер и привычки местного
населения, которое, кроме того, еще от времен господина Великого Новгорода
вело очень подвижный образ жизни и отличалось более независимым характером, чем
жители коренных московских областей. Независимость характера сопровождалась
более высокой культурой 20, с. 140, 141. Эти особенности воспитательной
среды Поморья нашли отражение в М. В. Ломоносове педагоге и гражданине, в
его народном характере.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Волков Т. Н. Этнопедагогика Под ред. И.
Т. Огородников. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974.