ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 124


приятия нравственных изъянов в человеке и неправильных отношений людей друг с другом. В них была обозначена мера ответственности каждого перед родственниками, всей семьей, деревней и, в конце концов, государством. В этом была основа воспитания. Ведь тот, кто обманул сверстника в детской игре, легко может обмануть отца и мать, а обманувшему отца и мать после нескольких повторений ничего не стоит пренебречь мнением и всей деревни, и всех людей. Отсюда прямая дорога к эгоизму и отщепенству 19, с. 115.

Таким образом, народная педагогика Белогорья оказала большое влияние на становление педагогических идей М. В. Ломоносова, на трактовку им вопросов воспитания, организаций просвещения в России. Он впитал в себя демократизм как отличительную черту народной педагогики Т. Н. Волкова, ее практицизм, требования к нравственности человека. Как отметил Г. В. Плеханов, архангельский мужик стал разумен и велик не только по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был, именно, архангельским мужиком, мужиком- поморцем, не носившем крепостного ошейника. . . Крестьянство издавна жило не совсем так, как в других частях русского государства. Нельзя сказать, чтобы там совсем не было крупного землевладения: север имел немало монастырей, владеющих землею и располагавших рабочей силой подчиненных им крестьян. Но это было только полбеды. Другая, горшая половина отсутствовала: там не было поместного землевладения. Это не могло не оказать благотворного влияния на характер и привычки местного населения, которое, кроме того, еще от времен господина Великого Новгорода вело очень подвижный образ жизни и отличалось более независимым характером, чем жители коренных московских областей. Независимость характера сопровождалась более высокой культурой 20, с. 140, 141. Эти особенности воспитательной среды Поморья нашли отражение в М. В. Ломоносове педагоге и гражданине, в его народном характере.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Волков Т. Н. Этнопедагогика Под ред. И. Т. Огородников. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Вдова Андрея Харитонова рассказала о последней воле актера
Актер Андрей Харитонов скончался от онкологии на 59-м году жизни. Супруга артиста Ольга рассказала, что его похоронят на родине, в Киеве.
Шахназаров выступил за увеличение числа кинофестивалей в России
Гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров выступает за то, чтобы количество кинофестивалей в России не сокращалось, поскольку для многих кинематографистов это единственный шанс показать картину зрителям.
Воробьев и Голодец наградили юных музыкантов Подмосковья
Сегодня в Москве состоялась церемония награждения лауреатов губернаторской программы «Одаренные дети Подмосковья» в рамках V Международного музыкального фестиваля имени П.И. Чайковского.
«Игра престолов» обвиняется в плагиате индийского сериала
Создателей знаменитого на весь мир сериала "Игры престолов" обвинили в плагиате сцены из индийского телефильма. Индийский телевизионный фильм повествует о приключениях Алладина. Фанаты обнаружили много общего между сценами из "Игры престолов" и проекта Болливуда.
Дэнни Бойл работает над триквелом «28 дней спустя»
Режиссёр Дэнни Бойл («На игле», «Пляж») работает над ещё одним продолжением фильма «28 дней спустя». Он привлёк Алекса Гарленда («Аннигиляция», «Из машины»), который написал сценарий оригинального фильма.
Роман Бабаян станет главным редактором радиостанции «Говорит Москва»
Тележурналист Роман Бабаян станет главным редактором радиостанции "Говорит Москва".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика