ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 124


приятия нравственных изъянов в человеке и неправильных отношений людей друг с другом. В них была обозначена мера ответственности каждого перед родственниками, всей семьей, деревней и, в конце концов, государством. В этом была основа воспитания. Ведь тот, кто обманул сверстника в детской игре, легко может обмануть отца и мать, а обманувшему отца и мать после нескольких повторений ничего не стоит пренебречь мнением и всей деревни, и всех людей. Отсюда прямая дорога к эгоизму и отщепенству 19, с. 115.

Таким образом, народная педагогика Белогорья оказала большое влияние на становление педагогических идей М. В. Ломоносова, на трактовку им вопросов воспитания, организаций просвещения в России. Он впитал в себя демократизм как отличительную черту народной педагогики Т. Н. Волкова, ее практицизм, требования к нравственности человека. Как отметил Г. В. Плеханов, архангельский мужик стал разумен и велик не только по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был, именно, архангельским мужиком, мужиком- поморцем, не носившем крепостного ошейника. . . Крестьянство издавна жило не совсем так, как в других частях русского государства. Нельзя сказать, чтобы там совсем не было крупного землевладения: север имел немало монастырей, владеющих землею и располагавших рабочей силой подчиненных им крестьян. Но это было только полбеды. Другая, горшая половина отсутствовала: там не было поместного землевладения. Это не могло не оказать благотворного влияния на характер и привычки местного населения, которое, кроме того, еще от времен господина Великого Новгорода вело очень подвижный образ жизни и отличалось более независимым характером, чем жители коренных московских областей. Независимость характера сопровождалась более высокой культурой 20, с. 140, 141. Эти особенности воспитательной среды Поморья нашли отражение в М. В. Ломоносове педагоге и гражданине, в его народном характере.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Волков Т. Н. Этнопедагогика Под ред. И. Т. Огородников. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Мединский вручил награды деятелям культуры и искусства
Министр культуры России Владимир Мединский вручил государственные и ведомственные награды деятелям культуры и искусства, в числе которых актриса Ирина Алферова, гендиректор Большого театра России Владимир Урин, художник Михаил Шемякин, режиссер Александр Митта, передает корреспондент РИА Новости.
Нина Дорошина была гордостью «Современника», заявил Гармаш
Актер Сергей Гармаш назвал ушедшую из жизни Нину Дорошину гордостью театра "Современник" и великой русской актрисой.
Быков, Глуховский и Пелевин попали в список премии «Большая книга»
Литературная премия «Большая книга» учреждена в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности».
Режиссер «Титаника» нашел замену «Виагре»
Полнометражный документальный фильм The Game Changers посвящен преимуществам веганской диеты.
Джеймс Кэмерон рассказал о новой концепции «Терминатора»
Режиссер "Терминатора" Джеймс Кэмерон рассказал о том, чем новый фильм о противостоянии людей и роботов будет отличаться от своих предшественников, пишет Collider.
В «Современнике» простились с актрисой Ниной Дорошиной
В московском театре «Современник» закончилась церемония прощания с народной артисткой РСФСР Ниной Дорошиной. Об этом сообщает «РИА Новости».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика