питанию Двинского народа Новые ежемесячные сочинения. Ч. VII.
1790. октябрь. С. 27 44.
17.
Максимов СВ. Год на Севере. 2-е изд. СПб,
1864. Т. 1; 1859. Т. 2.
18.
Васильцова З. П. Мудрые заповеди
народной педагогики. 2-е изд. , доп. М. : Педагогика, 1988.
19. Белов В.
И. Лад: Очерки о народной эстетике. М. : Молодая
гвардия, 1982.
20.
Плеханов Г. В. История русской
общественной мысли М. , 1918.
VII. Теория и
практика
воспитания в трудах М. В. Ломоносова
О
стествено-научные
исследования . Ломоносова идеи народ аи еда и и о азалии ли ее о и а ее и
сущности
воспитания, следуя традициям, руководствуясь принципом
природосоооразности, он
обратился к решению проблемы факторов развития человека.
М. В. Ломоносов
прежде всего указал на значение наследственности,
природных способностей в развитии и формировании личности. В Кратком
руководстве к красноречию он писал, что чаще природное дарование без
науки, нежели
наука без природой
Тт. К ПОХБаЛ6 И Добродетели
спобстБОБали L1
т-7 c. 288J.
М. В. Ломоносов считал, что существуют природные дарования душевные
речь, мышление,
память и др. и телесные физические способности. Он показал, что природные
умственные задатки являются доброй землей к посмеянию чистого семени, ибо как
семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно.
. . 1, т. 7, с. 93.
1V1. D. J Юмоносов Олы сторонником того, чтобы неспособных
выявлять в начале учения.
Принцип природосообразности характерен для всей педагогической деятельности
великого ученого. Он был убежден в том, что надо внимательно относиться к
каждому