ученику. Если был
такой, который по известным причинам, например,
из-за длительной болезни или по недостатку способностей, долго пробыл в
Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявлял посильное прилежание и
хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным
свидетельством, соответствующим
его заслугам, в другое ведомство, или же, если есть вакансия, назначить
учителем в низшие классы 1, т. 9, с. 502-503. Если были ученики, которые
учились на свой счет и оказались способными, то следует применить все
надлежащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему
усовершенствованию их в науках.
Учет природных
особенностей детей М. В. Ломоносов отмечал как необходимое условие воспитания:
Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и
сказать невозможно. Надо знать детский возраст, ибо малые дети на приятные и
нежные вещи обращаются и склонное к радости, милосердию, боязни и к
стыду, взрослые
способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими
страстями
склонное к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и
утолить труднее, нежели в молодых 1, т. 7, с. 168. Поэтому М. В. Ломоносов
был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал
педагогам строить воспитание с учетом их природных особенностей, склонностей.
Среда, по
мнению М. В. Ломоносова, оказывает огромное влияние на становление
человека. Он
приводил в качестве примера воспитание в Спарте и Афинах: . . . спартанского
жителя в поте и в пыли воспитанного, трудно принудить, чтобы он сидел дома за
книгами; напротив того афинеанина едва вызовешь ли от учения в поле. . .
Естественнонаучный
подход к пониманию человеческой природы позволил ученому определить воспитание
основным
фактором развития: . . . Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие
страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются 1, т.
7, с. 121. Целью воспитания он считал формирование человека-
патриота, стержневыми
качествами которого М. В. Ломоносов называл высокую нравственность, любовь
к