ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 127


ученику. Если был такой, который по известным причинам, например, из-за длительной болезни или по недостатку способностей, долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявлял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство, или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы 1, т. 9, с. 502-503. Если были ученики, которые учились на свой счет и оказались способными, то следует применить все надлежащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках.

Учет природных особенностей детей М. В. Ломоносов отмечал как необходимое условие воспитания: Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно. Надо знать детский возраст, ибо малые дети на приятные и нежные вещи обращаются и склонное к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстями склонное к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых 1, т. 7, с. 168. Поэтому М. В. Ломоносов был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам строить воспитание с учетом их природных особенностей, склонностей.

Среда, по мнению М. В. Ломоносова, оказывает огромное влияние на становление человека. Он приводил в качестве примера воспитание в Спарте и Афинах: . . . спартанского жителя в поте и в пыли воспитанного, трудно принудить, чтобы он сидел дома за книгами; напротив того афинеанина едва вызовешь ли от учения в поле. . .

Естественнонаучный подход к пониманию человеческой природы позволил ученому определить воспитание основным фактором развития: . . . Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются 1, т. 7, с. 121. Целью воспитания он считал формирование человека- патриота, стержневыми качествами которого М. В. Ломоносов называл высокую нравственность, любовь к

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика