ней эмоциональный
настрой молодых людей, стимулирующий к добрым
поступкам.
Не менее
важным в воспитании М. В. Ломоносов считал методы убеждения и примера: Учитель
может наказывать словами и достаточно убедительно ставить на
вид ученикам их ошибки и плохое поведение, но не должен пускать в ход
постыдные или непристойные слова 1, т. 9, с. 517, Добрые и приличные
поступки взрослых ректора, инспекторов, учителей являются необходимыми в
воспитании. М. В. Ломоносов отмечал, что состояние гимназистов во многом
зависит от состояния при Гимназии надзирателей, а потому и ректор, и даже
инспектор должны наблюдать за их поведением, не предаются ли они пьянству или
другим порокам, и если такое за ними замечается, немедленно докладывать
Канцелярии, которая их удалит, дабы они не соблазняли юношей 1, т.
9, с. 518519.
Как метод и
как условие воспитания М. В. Ломоносов расценивал порядок и
дисциплину. Соблюдение
гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных
помещениях и общежитиях, правил поведения способствует воспитанию
нравов. Большое
значение он придавал приучению молодых людей к чистоте при столе, в содержании
книг, постели и платья. Например, при посещении студенческого общежития 8
октября 1757 г. М. В. Ломоносов не обнаружил чистоты в помещениях, многие
студенты были неопрятны. Возмущенный увиденным, он приказал Модераху, который
жил в этом доме и должен был наблюдать за молодыми людьми, навести должный
порядок в общежитии. М. В. Ломоносов предъявлял высокие требования к
внешности человека, к соблюдению им элементарных гигиенических правил. В этом
он видел основу дисциплины. М. В. Ломоносов рекомендовал не мешать другим в
ученье
криком, игранем, стуком, шумом или каким другим образом, чем рассуждение и
память в беспорядок приведены быть могут 1, т. 9, с. 507. Для соблюдения
порядка и дисциплины М. В. Ломоносов считал необходимым каждого молодого
человека знакомить с правилами поведения: Каждому гимназисту при поступлении в
Гимназию должен быть вручен напечатан