яз научиться: Весьма
должно блюстись лакомства и гулянья и
больше удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро
может повод к бездельному и праздному житию, прогуливать школы, не исправлять
заданного уроку. . . 1, т. 9, с. 512. М. В. Ломоносов полагал, что знание
моральных норм поведения еще не гарантирует высокую нравственность. Необходимым
условием для этого он считал упражнения детей в выполнении правил, выработку
положительных привычек. Нарушение моральных норм воспитателям следует
предупреждать. Закреплению положительных нравственных действий способствует
постоянный контроль со стороны взрослых и действенный анализ поступков учащихся.
Великий гуманист отмечал, что процесс нравственного воспитания должен
протекать в атмосфере высокой требовательности к детям, но в то же время он
выступал против подавления личности ребенка волей воспитателя и
родителей, считал
необходимым сочетать требовательность к детям со справедливым и чутким
отношением к ним 6.
Нравственное
воспитание, по мнению ученого, наиболее полно возможно в условиях школы. Там
молодые люди приучаются к правильному образу мышления и добрым нравам. Правила
и примеры прилежания, постоянства и честности также необходимы гимназии, как
и ежедневная пища.
По мнению М.
В. Ломоносова, нравственное воспитание детей должно начинаться с самого
малого возраста, поскольку в этот период они наиболее отзывчивы к воздействию
взрослых и их развитие может эффективно управляться добрым воспитанием.
Следует
отметить своеобразный подход М. В. Ломоносова к рассмотрению вопросов
нравственности. Стремление бороться за сохранение и размножение российского
народа побудило его проследить генезис формирования национального характера
русского народа. Отличие Ломоносовского подхода к данной проблеме заключается
в постановке им вопроса о воспитании как нации в целом, так и отдельного
гражданина ради славы отечества. В этом ярко выражена социальная
направленность педагогических новаций ученого.