ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 136


ложные понятия, которые после истребить трудно или и вовсе невозможно 1, т. 7, с. 582. М. В. Ломоносов, воспевая русский язык, показал его межнациональное значение, величие, раскрыл роль в духовном становлении личности.

В целом он считал, что ученый человек может достичь уважения и материального благополучия только своим трудолюбием, постоянным научным поиском, самоотверженной работой ради благополучия Родины. В единственном из сохранившихся писем М. В. Ломоносова 1, т. 10, с. 598-599 к родственникам написано, что молодой человек через учение счастлив будет, через приобщение к наукам.

В тесной связи с нравственностью М. В. Ломоносов рассматривал вопрос о трудовом воспитании молодежи: Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит 1, т. 2, с. 349. Он считал безделье и праздность самыми страшными изъянами: Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни 1, т. 7, с. 121.

М. В. Ломоносов мерой труда и отношением к нему человека определял его значение и ценность. Труд должен быть направлен на пользу общества. По его мнению, он способствует формированию таких нравственных качеств, как честь и уважение: Или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, бесславного конца ожидать должно. Но приобретать должно трудом бессмертную славу. Следовательно, не должно, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, ожидать бесславного конца 1, т. 7, с. 156-157.

Идеи М. В. Ломоносова об общественной направленности труда имеют большое педагогическое значение. Он призывал творчески относиться к труду.

Главным видом труда молодых людей М. В. Ломоносов считал учение, постижение наук. Поэтому он и советовал не терять золотое младых лет время, а тратить его на воспитание прилежания,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика