ложные
понятия, которые после истребить трудно или и вовсе
невозможно 1, т. 7, с. 582. М. В. Ломоносов, воспевая русский
язык, показал
его межнациональное значение, величие, раскрыл роль в духовном становлении
личности.
В целом он
считал, что ученый человек может достичь уважения
и материального благополучия только своим трудолюбием, постоянным научным
поиском, самоотверженной работой ради благополучия Родины. В единственном из
сохранившихся писем М. В. Ломоносова 1, т. 10, с. 598-599 к родственникам
написано, что молодой человек через учение счастлив будет, через приобщение к
наукам.
В тесной
связи с нравственностью М. В. Ломоносов рассматривал вопрос о трудовом
воспитании молодежи: Рассуждая о благополучии жития
человеческого, слушатели, не
нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу
приносит 1, т. 2, с. 349. Он считал безделье и праздность самыми страшными
изъянами: Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом
сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные
оскорбления, бедность
и смертоносные болезни 1, т. 7, с. 121.
М. В. Ломоносов
мерой труда и отношением к нему человека определял его значение и
ценность. Труд
должен быть направлен на пользу общества. По его мнению, он способствует
формированию таких нравственных качеств, как честь и уважение: Или трудом
бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и
нерадении, бесславного конца ожидать должно. Но приобретать должно трудом
бессмертную славу. Следовательно, не должно, препровождая жизнь свою в
роскоши и нерадении, ожидать бесславного конца 1, т. 7, с. 156-157.
Идеи М. В. Ломоносова
об общественной направленности труда имеют большое педагогическое значение. Он
призывал творчески относиться к труду.
Главным
видом труда молодых людей М. В. Ломоносов считал учение, постижение
наук. Поэтому
он и советовал не терять золотое младых лет время, а тратить его на воспитание
прилежания,