большое количество
разных по размеру и форме мячей, лук, стрел,
кукол, вертушек.
Народные
игры, развивая волю, физические данные ребенка, влияли на его умственные
характеристики, развивали духовную сферу. Богат набор игр, связанных с
образами и повадками птиц, животных Волки и овцы, Гуси-лебеди, Лиса и куры и
др. Многие из них отражали семейно-бытовые, социальные отношения
Невеста, Война,
Казаки-разбойники и др. . Некоторые в условной игровой форме раскрывали
трудовую деятельность взрослых Уж мы просо
сеяли. . . , Лен, Мак, Капуста и др. На физическую закалку, силу, на
подготовку будущих воинов были направлены такие игры, как Палочные бои, Стенка
на стенку, Бабки, Городки, Горелки 7. Особое внимание уделялось развитию
борьбы. Сам М. В. Ломоносов в детстве часто занимался ею и, судя по его
воспоминаниям, выходил в этих схватках победителем.
Часть игр была
связана с языческими календарными и семейно-бытовыми
обрядами и праздниками, например, Кулачные бои, Взятие снежного городка и др.
М. В. Ломоносов
ценил игру за то, что она вырабатывала нравственные черты личности, чувство
локтя,
товарищества, взаимопомощи. Игры способствовали появлению в детях
решительности,
инициативы. М. В. Ломоносов не признавал пустых и вредных забав
детей, считая,
что они отрицательно влияют на формирование их личности.
В своих
сочинениях он отмечал значение организации и проведения Олимпийских игр. В них
М. В. Ломоносов видел важную форму пропаганды физического воспитания.
Основы воспитания,
по мнению М. В. Ломоносова, закладываются в семье. Он был озабочен
состоянием семьи в русском обществе. В работе О сохранении и размножении
российского народа ученый выражал категорическое несогласие по поводу
формирования
семьи: В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по
деревням, что
малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и
часто жена могла бы быть по летам матерью своего мужа. Сему, с натурою
спорному по