по мнению
Ломоносова, залогом того, что они превратятся для
общества в сокровище бесценно. Этим Ломоносов подчеркивал значение воспитания
детей за счет общества. . . Воспитание должно выработать у них хорошую
нравственность и вместе с нравами похвальны ремесла, т. е. знание различных
ремесел, что позволит детям в будущем принести пользу своему
отечеству. Система
воспитания и обучения в воспитательных домах, как говорил Ломоносов, выводит
детей обездоленных из тяжкого для Общества числа на путь полезного труда и
обеспеченной жизни 4, с. 53.
В одном из
стихотворений М. В. Ломоносов писал: Похвально дело есть убогих
призирать, Сугубо похвала для
пользы воспитать
1; т.
8, с. 784
Этим он хотел
обратить внимание российских аристократов на
необходимость оказания помощи сиротам. Некоторым представлялось, что ученый
всего лишь развивал идеи петровского законодательства. В действительности его
предложения отличались от указов Петра I. Во-первых, ученый не предусматривал
использование богаделен общего типа, где, кроме детей, могли находиться и
взрослые, требующие призрения, а ставил вопрос о создании специальных нарочных
детских учреждений. Во-вторых, воспитательные дома должны были служить для
безотказного невозбранного приема младенцев, следовательно, планировалось
небывало широкое казенное строительство этих заведений, с одной стороны, и
устранялись возможные сословные и иные ограничения при наборе питомцев, с
другой стороны. В-третьих, при решении вопроса о будущей специальной и
профессиональной принадлежности воспитанников Ломоносов принимал во внимание не
потребности феодальных вотчин в крепостных, дворцового хозяйства в рабочей
силе,
государственного аппарата в кадрах служилых людей, а интересы развития
промышленности, техники и искусства 5, с 218 219. В определенной
мере его идеи воплотились в работе И. И. Бецкого по созданию Московского
воспитательного дома
В целом М. В.
Ломоносов выдвинул своеобразную для своего времени систему воспитания, исходя
из идеи гармонии человека. Он