ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 145


проверка полученных данных на практике. Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз проверенных опытов 1, т. 1, с. 424. Он обратил внимание на то, что с помощью чувственного восприятия отражаются в сознании только внешние стороны предметов и явлений. Поэтому для познания объекта недостаточно просто его созерцания. Необходимыми являются абстрагирование и обобщение, которые приводят к формированию понятий: Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем. . . 1, т. 7, с. 100. Он был противником абстрактных знаний, считал, что только опытной проверкой достигается опровержение мечтательным догадкам, происходящим по большей части от пустых забабон и предуверений 1, т. 5, с. 531. Он всей своей научной и педагогической деятельностью утверждал, что практика является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.

Эти идеи М. В. Ломоносова нашли отражение в решении им кардинальных дидактических вопросов о методах, принципах обучения, об организации классно-урочной системы, разработке методики преподавания. Это было сделано впервые в истории русской педагогики.

Когда М. В. Ломоносов был назначен руководителем учебной части Академии и познакомился с состоянием дел в гимназии, то пришел к такому выводу: Не меньшего сожаления было достойно бедное состояние Гимназии. Учители русские только были латинского языка в нижних классах, да и те недостаточны. Французского языка и немецкого учителя по большей части ленивы и недостаточны и часто переменялись по приватным причинам. Школьников хотя число и нарочито было, однако пользы от них как прежде не было, ибо, как показано, 1 учителей надлежащих не имелось; 2 ученики все жили по своим домам и не имели доброго смотрения и, будучи заячью, извиняли свою леность и гулянье то отдалением дому, то болезною притворно и другими случаями; 3 не бывали строгие экзамены настоящим образом и в установленное время; 4 словом, никакого о Гимназии распорядку не было 1, т. 10, с. 41 42. М. В. Ломоносов считал, что гимназия является первой основой

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика