проверка полученных
данных на практике. Мысленные рассуждения
произведены бывают из надежных и много раз проверенных опытов
1, т. 1, с. 424.
Он обратил внимание на то, что с помощью чувственного восприятия отражаются в
сознании только внешние стороны предметов и явлений. Поэтому для познания
объекта недостаточно просто его созерцания. Необходимыми являются
абстрагирование
и обобщение, которые приводят к формированию понятий: Идеями называются
представления вещей или действий в уме нашем. . . 1, т. 7, с. 100. Он был
противником абстрактных знаний, считал, что только опытной проверкой
достигается опровержение мечтательным догадкам, происходящим по большей части
от пустых забабон и предуверений 1, т. 5, с. 531. Он всей своей научной и
педагогической деятельностью утверждал, что практика является основой познания.
Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической
деятельности.
Эти идеи М. В.
Ломоносова нашли отражение в решении им кардинальных дидактических вопросов о
методах, принципах обучения, об организации классно-урочной
системы, разработке
методики преподавания. Это было сделано впервые в истории русской педагогики.
Когда М. В.
Ломоносов был назначен руководителем учебной части Академии и познакомился с
состоянием дел в гимназии, то пришел к такому выводу: Не меньшего сожаления
было достойно бедное состояние Гимназии. Учители русские
только были латинского языка в нижних классах, да и те
недостаточны. Французского
языка и немецкого учителя по большей части ленивы и недостаточны и часто
переменялись по приватным причинам. Школьников хотя число и нарочито
было, однако
пользы от них как прежде не было, ибо, как показано, 1 учителей надлежащих
не имелось; 2 ученики все жили по своим домам и не имели доброго смотрения
и, будучи
заячью, извиняли свою леность и гулянье то отдалением дому, то болезною
притворно и другими случаями; 3 не бывали строгие экзамены настоящим образом и
в установленное время; 4 словом, никакого о Гимназии распорядку не было 1, т.
10, с. 41 42. М. В. Ломоносов считал, что гимназия является первой
основой