Глава пятая.
О экзаменах, переводах и выпусках школьников 12параграфов
Глава
шестая. О книгах, по которым обучать в школе параграфов
Глава
седьмая. О награждениях и наказаниях параграфов
Глава V. О
экзаменах, переводах и выпуске гимназистов 12 параграфов.
Глава
VI. О награждениях и наказаниях 8 параграфов.
Глава VII. Об
узаконениях для гимназистов 16 параграфов. Глава
VIII. Об обязанностях учителей 10 параграфов Глава IX. О должности
инспекторской
и ректорской 12 параграфов.
Глава X. О педагогии
при Гимназии 8 параграфов.
Сравнительный
анализ проектов показывает стремление М. В. Ломоносова
всесторонне рассмотреть деятельность учеников, учителей гимназий, разработать
построение всего учебно-воспитательного процесса в ней. За три года, что
разделяют эти два документа, ученый переосмыслил положительные и отрицательные
моменты в работе московских гимназий и пришел к мысли четко регламентировать не
только воспитание учеников, но и их обучение. Важными добавлениями являются
узаконения
для гимназистов, характеристика обязанностей учителей, инспекторов, ректора.
Однако отсутствует специальная глава об учебных книгах. Анализ Проекта
регламента Академической гимназии показывает, что этот вопрос М. В. Ломоносов
рассмотрел в главе III Обучение гимназистов 34 42. Он прекрасно знал учебную
литературу по различным специальностям и давал конкретные рекомендации по ее
использованию.
Процесс
обучения М. В. Ломоносов рекомендовал строить на основе определенных принципов.
В решении этого вопроса он использовал опыт братских школ Украины и Белоруссии,
теоретические посылки Яна Амона Коменского. Однако ученый пошел даль