шее и рассмотрел
главные принципы обучения, основываясь на
теории познания и учета психологии детей.
Одним из
первых принципов, которому он рекомендовал следовать учителям, был принцип
доступности. В Проекте регламента московских гимназий указывалось: Во-
первых, при
обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями
не отягощать и не приводить их в замешательство 1, т. 9, с. 450. Примерно
такими же словами он описывал этот принцип и в Проекте регламента академической
гимназии. М. В. Ломоносов понимал под ним соблюдение дозировки
материала, степень
его сложности. Он считал, что нельзя переходить к обучению других
предметов, пока
гимназист не научится в совершенстве читать и писать по-русски. При этом нужно
следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво. . . . Для овладения
письмом должны быть преподаны наставления относительно чистого и красивого
почерка. Учителям
рекомендовалось перед началом каждого
полугодия рассчитать время так, чтобы и не переобременять учащихся выше меры и
не создавать им слишком легких условий 1, т. 9, с. 513.
Отстаивая
принцип доступности, логичности обучения, М. В. Ломоносов был сторонником
высокой степени научности преподавания, об этом свидетельствуют рекомендации
Проекта
регламента и московских, и академической гимназий по выбору предметов обучения,
книг, необходимых для овладения научными знаниями. Так, в документах
постоянно указывалось на необходимость использования лучших работ и
произведений, которые бы отражали накопленную человечеством культуру и научные
достижения. Научные знания, сообщаемые ученикам, должны быть глубокими, но
краткими, чтобы не отягощать памяти многим изусть учением, и порядочны, то
есть четко и выразительно изложены.
М. В. Ломоносов
был сторонником внедрения принципа основательности знаний. То, что положено
изучить в разных школах и классах, должно быть хорошо усвоено: Не переводить
из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном
классе, в котором учился, положено для изучения. Не разделять учения одного
школьника по разным классам. Так, кто нижний