класс русской и
латинской школы знает твердо, а не выучил
как надлежит в нижнем классе арифметики, того не производить в средний класс
ни русской, ни латинской, пока арифметику довольно знать будет. Таким
образом, ежели кто арифметику выучил, однако нетверд в первых основаниях
латинского языка, того не переводить во второй класс латинской школы. Сие
наблюдать и в прочих классах, дабы один с другим не мешались
1, т. 9, с. 456.
Борясь за прочность усвоения знаний, М. В. Ломоносов категорически отвергал
зубрежку, требовал понимания и осознанного восприятия учебного материала. Это
было совершенно новым подходом к организации обучения школьников, М.
В. Ломоносов
считал, что основательному, прочному освоению знаний способствует применение
наглядности, конкретного фактического материала. Он понимал наглядность как
ученый-естествоиспытатель, полагая, что при изучении предметов теоретические
знания легче усваиваются, если объяснение подкреплять показом опытов. По мере
возможности в качестве наглядности М. В. Ломоносов рекомендовал использовать
окружающий мир, явления природы. Поэтому принцип наглядности трактовался
ученым в тесной зависимости с принципом связи теории и практики. Созданием
новых условий и ситуаций в обучении он добивался формирования исследовательских
качеств у гимназистов. Такое понимание принципа наглядности было передовым для
своего времени, своеобразным, научно обоснованным. В этом он пошел дальше
Яна Амона Коменского.
Педагогически
целесообразным М. В. Ломоносов считал принцип активности и самостоятельности
учащихся в обучении. Для этого советовал давать домой такие задания, как
переводы с русского на латинский, с латинского на русский, делать переложения
с прозы на стихи. Оные задавать трижды в неделю на ночь, а в обедне время для
краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей
охоте для показания каждому своего особливого ранения и понятия. Сии могут
быть подобны вышеописанным задачам, или кто хочет, имеет выучить сверх уроку
несколько стихов или краткую речь в прозе из классических авторов. Сие все
будет служить не токмо к скорому обучению, но и к об