это в месячных табелях
еще до прихода учителя. Если в классе
есть гимназист, в особенности такой, который подает надежды, пропустит
что-либо по болезни, то должен учитель повторить толкование тех
лекций, которых
он не слушал, что и прочим учащимся не вредно. Сие чинить еще паче должен
ради двух или многих, однако такой репетиции не делать, ежели пропустил кто
больше двух недель, и в таком случае должен гимназист просить учителя, чтоб
он для него потрудился приватно 1, т. 9, с. 515.
Поэтому
инспекторам вменялось в обязанности, приходя в школу, прилежных учеников
похвалить
и ободрять, ленивых и неисправных журить и грозить наказаниями.
На
понимание М. В. Ломоносовым принципа учета индивидуальных особенностей детей
повлияло его естественнонаучное мировоззрение. Он считал ребенка частью
природы и общества и представлял развивающимся существом, постоянно
изменяющимся в зависимости от возраста. При выпуске гимназистов из Гимназии и
при производстве их в студенты, следует обращать внимание на возраст. Если до
15 лет ученик прошел все русские и латинские классы, то он непременно должен
изучать немецкий и французский языки и посещать лекции профессоров. Если
же, наоборот,
кто в возрасте примерно 20 лет пройдет упомянутые три класса, но
обладает лишь посредственными
способностями к нынешним европейским языкам, то его не следует, вопреки его
требованию, задерживать для их изучения, чтобы мог он заниматься такой наукой,
при посредстве которой мог бы принести пользу отечеству и без знания языков 1,
т. 9, с. 502. Вместе с тем, учитывая свой собственный опыт, М.
В. Ломоносов
в 65 предложил обучать отдельных гимназистов независимо от их возраста: Если
гимназист по известным причинам, например, из-за длительной болезни или по
недостатку способностей проявлял посильное прилежание и хорошо себя вел, то
его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его
заслугам в другое ведомство или ко если есть вакансия, назначить учителем в
низшие классы 1, т. 9, с. 502 503.