ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 152


Таким образом, М. В. Ломоносов выдвинул новое для своего времени понимание данного принципа, обогатив его педагогическую сущность. Он подразумевал под ним учет как физиологических, возрастных особенностей, так и психологических закономерностей развития личности.

С передовых позиций М. В. Ломоносов рассматривал и проблему методов обучения. Наиболее распространенными в те времена были методы зубрежки, бессмысленного заучивания материала. М. В. Ломоносов четко разделил методы на три основные группы: словесные, практические и методы самостоятельной работы. К словесным он относил устное изложение учителя в виде рассказа, лекции: Спросив уроки, они должны сразу же отчетливо объяснить дневное задание, следя за тем, чтобы ученики точно его записали. Ученики должны были осмыслить новый материал, осознать его. Поэтому М. В. Ломоносов предлагал не просто использовать рассказ, лекцию, объяснение, а толковать изучаемое: Французский язык следует учить по Грамматике Пепле, по прозе нужно читать и толковать Телемака, в стихах Мольера, Расина и Вольтера. Ученый не отрицал значения заучивания материала. Он считал, что это требуется для развития памяти, воли и прилежания детей. Кроме того, он допускал, что часть необходимого учебного материала должна быть основательно выучена. Например, М. В. Ломоносов отстаивал такую мысль, что чистоте русского языка можно научиться по правилам, которые заучены наизусть. Вместе с тем он рекомендовал к заучиванию подходить творчески: сначала требовалось основательное прочтение и осмысливание отрывков, а затем уже его запоминание.

Словесные методы обучения предлагалось использовать с учетом возраста детей: В нижних классах принятых учеников не с начала лекциям обучать особливо 1; т. 9, с. 515. При словесном обучении М. В. Ломоносов советовал давать знания в системе, ясно, четко, опираясь на возрастные особенности учеников. В ходе изложения материала учитель может подкреплять теорию конкретными примерами, которые бы показывали самую оных силу для яснейшего их понятия.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Билеты на «Нуреева» вызвали ажиотаж
Первая партия билетов на премьеру балета "Нуреев" в Большом театре вызвала настоящий ажиотаж.
В Петербурге вручили премию имени Луначарского
На церемонии закрытия VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялось награждение лауреатов премии имени Луначарского.
Полиция квалифицировала срыв концерта Райкина в Одессе как хулиганство
После срыва концерта российского актера Константина Райкина в Одессе проводится доследственная проверка.
Юная железноводчанка Арина Перелыгина выступит в проекте «Голос. Дети»
Участие в шоу «Голос» юная певица назвала заветной мечтой. Уже выбраны композиция и наряд, в котором конкурсантка выйдет на сцену.
Павел Иванов прошёл в четвертый этап проекта «Голос»
Вечером пятницы, 17 ноября, на Первом канале рыбинец Павел Иванов прошел в следующий этап проекта «Голос».
Эльдару Рязанову сегодня исполнилось бы 90 лет
Режиссёру Эльдару Рязанову, фильмы которого стали классикой отечественного кинематографа, сегодня исполнилось бы 90 лет.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика