Помимо упражнений М.
В. Ломоносов рекомендовал использовать
для объяснения материала различные опыты, непосредственный практический опыт
гимназистов. Прежде всего, применение таких методов оправдано в младших
классах, где дети мыслят конкретно, у них не развита способность к
абстрагированию и обобщению.
В особую
группу методов обучения М. В. Ломоносов относил самостоятельную работу. Он
был сторонником специального подбора самостоятельных заданий с учетом
возможностей детей. Все работы должны носить творческий
характер. Например, учащиеся
могли делать либо краткий перевод с русского на латинский язык и наоборот, либо
на определенную тему писать стихи. Такие задания следовало задавать два раза в
неделю. М. В. Ломоносов ставил вопрос о широком использовании методов
самостоятельной работы, поскольку видел в них источник развития активности
детей, критического осмысления действительности. Для этого он предлагал
внедрять
индивидуальные творческие задания гимназистов, воспитывать потребность в
научных знаниях. М. В. Ломоносов был сторонником организации под контролем
учителя самостоятельного чтения литературы учениками. В Проекте регламента
московских гимназий и в Проекте регламента академической гимназии он
рекомендовал для чтения и изучения лучшие произведения мировой культуры:
Гимназисты
по очереди должны читать при соблюдении другими полной тишины полезные
исторические и нравственные книги, русские или славянские, что весьма
способствуют распространению добродетели и упражнению в чтении
1, т. 9, с. 486.
К
определению значения самостоятельной работы в обучении гимназистов М.
В. Ломоносов
пришел через ознакомление с постановкой преподавания как в русских, так и в
зарубежных школах, университетах. В первой половине XVIII века в них
господствовал
догматизм, а самостоятельность обучающихся практически отсутствовала. Поэтому
Ломоносовский подход к решению этого вопроса был своеобразным.