ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 155


Прогрессивной в дидактических идеях М. В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы. Решение им данной проблемы было новым для русской педагогики XVIII века. В. К. Бобровникова 2 отмечала, что М. В. Ломоносов выступал за четкую организацию учебных занятий, обеспечивающую определенный порядок и систему. Отсутствие режима может нанести большой вред детям: Свобода в молодости, порабощение в старости; кто в молодых летах делал, что хотел, на старость принужден будет делать, чего не хочет 1, т. 8, с. 682.

Заслугой М. В. Ломоносова является то, что классно-урочная система впервые введена не только в Академической гимназии, но также и в Московском университете университетской гимназии, и кадетском корпусе 2. Это было осуществлено за тридцать лет до реформы школы 1786 года. Однако до сих пор считается, что классно-урочная система в России была введена Ф. Янковичем.

М. В. Ломоносов для более правильного внедрения этой системы предложил установить расписание уроков: утром с семи до девяти часов шли занятия во всех латинских классах, с девяти до одиннадцати в русских, а с двух до четырех часов в классах первых оснований наук. В высших латинских классах гимназисты с десяти часов три раза в неделю должны были знакомиться с началами греческого языка с тем, чтобы при переводе в низший студенческий класс быстрее преуспевать у профессоров. Для гимназистов без жалованья, которые изучали европейские языки, каждые полгода составлялось особое расписание.

М. В. Ломоносов предложил планировать уроки на каждые полгода, чтобы доводить свои лекции до конца, не прекращая этого раньше срока. Новаторство ученого выразилось и в разработке им определенного плана-схемы урока. Практически он обосновал его этапы. В начале каждого урока педагогу предлагалось провести опрос, проверку домашнего задания, принесли ли с собой приготовленные уроки и наказывать приватно тех, кто не выполнил положенного ему. Если в классе так много гимназистов, что спрашивать уроки у всех отняло бы слишком много времени, то учитель может вызвать кого-нибудь одного по своему выбору, причем кож

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
The Daily Telegraph включил «Анну Каренину» в тройку лучших романов
Британское издание отмечает, что американский писатель Уильям Фолкнер считал роман Льва Толстого лучшим из когда-либо написанных.
В Волгограде открылась выставка музыкальных инструментов сарептян
Экспозиция музыкальных инструментов жителей немецкой колонии на Волге заработала 23 июня в музее-заповеднике «Старая Сарепта».
Огромным концертным залом стала фан-зона ЧМ-2018 в Волгограде
Едва на гигантском экране закончился очередной матч, как зрители восторженными криками встретили популярных исполнителей.
Как иностранные болельщики знакомятся с историей России
Болельщики чемпионата мира по футболу активно знакомятся с культурой и традициями России.
Александр Домогаров сыграет в четвёртой части «Гардемаринов»
Российский актёр Александр Домогаров снимется в четвёртой части фильма "Гардемарины" режиссёра Светланы Дружининой.
Волгоградский молодежный театр показывает в дни ЧМ лучшие постановки
До середины июля, до конца ЧМ-2018, волгоградский молодежный театр продолжит радовать зрителя своими лучшими постановками.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика