ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 155


Прогрессивной в дидактических идеях М. В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы. Решение им данной проблемы было новым для русской педагогики XVIII века. В. К. Бобровникова 2 отмечала, что М. В. Ломоносов выступал за четкую организацию учебных занятий, обеспечивающую определенный порядок и систему. Отсутствие режима может нанести большой вред детям: Свобода в молодости, порабощение в старости; кто в молодых летах делал, что хотел, на старость принужден будет делать, чего не хочет 1, т. 8, с. 682.

Заслугой М. В. Ломоносова является то, что классно-урочная система впервые введена не только в Академической гимназии, но также и в Московском университете университетской гимназии, и кадетском корпусе 2. Это было осуществлено за тридцать лет до реформы школы 1786 года. Однако до сих пор считается, что классно-урочная система в России была введена Ф. Янковичем.

М. В. Ломоносов для более правильного внедрения этой системы предложил установить расписание уроков: утром с семи до девяти часов шли занятия во всех латинских классах, с девяти до одиннадцати в русских, а с двух до четырех часов в классах первых оснований наук. В высших латинских классах гимназисты с десяти часов три раза в неделю должны были знакомиться с началами греческого языка с тем, чтобы при переводе в низший студенческий класс быстрее преуспевать у профессоров. Для гимназистов без жалованья, которые изучали европейские языки, каждые полгода составлялось особое расписание.

М. В. Ломоносов предложил планировать уроки на каждые полгода, чтобы доводить свои лекции до конца, не прекращая этого раньше срока. Новаторство ученого выразилось и в разработке им определенного плана-схемы урока. Практически он обосновал его этапы. В начале каждого урока педагогу предлагалось провести опрос, проверку домашнего задания, принесли ли с собой приготовленные уроки и наказывать приватно тех, кто не выполнил положенного ему. Если в классе так много гимназистов, что спрашивать уроки у всех отняло бы слишком много времени, то учитель может вызвать кого-нибудь одного по своему выбору, причем кож

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Суд в Кении разрешил показ фильма о лесбиянках
Суд в Кении на неделю снял запрет на показ киноленты "Подруга" о любви двух девушек.
В Петербурге завершился кинофестиваль «Послание к человеку»
В пятницу, 21 сентября, в Петербурге состоялась торжественная церемония закрытия кинофестиваля «Послание к человеку».
Стас Михайлов отменил концерты в Дагестане и Чечне
Певец Стас Михайлов отменил запланированные на на 23 и 28 сентября концерты в Грозном и Махачкале.
Автор «Района №9» выпустил новый скетч про бога
Oats Studios режиссера Нила Бломкампа выпустила новый скетч о боге. Видео под названием «Бог: город» выложено на YouTube.
Актер Стивен Болдуин стал профессором Киевского университета культуры
В субботу, 22 сентября, появилась информация о том, что голливудский актер Стивен Болдуин стал профессором Киевского университета культуры.
«Пленницу» признали лучшим фильмом фестиваля «Послание к человеку»
Документальный фильм «Пленница» венгерского режиссера Бернадетта Тузы-Риттера получил главный приз международного кинофестиваля «Послание к человеку».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика