ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 155


Прогрессивной в дидактических идеях М. В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы. Решение им данной проблемы было новым для русской педагогики XVIII века. В. К. Бобровникова 2 отмечала, что М. В. Ломоносов выступал за четкую организацию учебных занятий, обеспечивающую определенный порядок и систему. Отсутствие режима может нанести большой вред детям: Свобода в молодости, порабощение в старости; кто в молодых летах делал, что хотел, на старость принужден будет делать, чего не хочет 1, т. 8, с. 682.

Заслугой М. В. Ломоносова является то, что классно-урочная система впервые введена не только в Академической гимназии, но также и в Московском университете университетской гимназии, и кадетском корпусе 2. Это было осуществлено за тридцать лет до реформы школы 1786 года. Однако до сих пор считается, что классно-урочная система в России была введена Ф. Янковичем.

М. В. Ломоносов для более правильного внедрения этой системы предложил установить расписание уроков: утром с семи до девяти часов шли занятия во всех латинских классах, с девяти до одиннадцати в русских, а с двух до четырех часов в классах первых оснований наук. В высших латинских классах гимназисты с десяти часов три раза в неделю должны были знакомиться с началами греческого языка с тем, чтобы при переводе в низший студенческий класс быстрее преуспевать у профессоров. Для гимназистов без жалованья, которые изучали европейские языки, каждые полгода составлялось особое расписание.

М. В. Ломоносов предложил планировать уроки на каждые полгода, чтобы доводить свои лекции до конца, не прекращая этого раньше срока. Новаторство ученого выразилось и в разработке им определенного плана-схемы урока. Практически он обосновал его этапы. В начале каждого урока педагогу предлагалось провести опрос, проверку домашнего задания, принесли ли с собой приготовленные уроки и наказывать приватно тех, кто не выполнил положенного ему. Если в классе так много гимназистов, что спрашивать уроки у всех отняло бы слишком много времени, то учитель может вызвать кого-нибудь одного по своему выбору, причем кож

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Сочи пройдет фестиваль минутного кино «Синемания»
Заявки на кинофестиваль принимаются до 15 августа. В конкурсе могут принять участие жители ЮФО.
РПЦ отказалась оценивать фильм «Матильда»
Пресс-секретарь отметил, что своим фильмом режиссер «может задеть за живое очень многих», поскольку Николай II «является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей».
Определены победители Шукшинского кинофестиваля
В Алтайском селе Сростки, где сегодня проходит заключительный день всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае», озвучили список победителей Шукшинского кинофестиваля.
25 июля во Владивостоке пройдет концерт памяти Владимира Высоцкого
25 июля, во Владивостоке состоится концерт памяти Владимира Высоцкого. Все желающие приглашаются в 18.00 в Театральный сквер возле памятника великому поэту и артисту Высоцкому. Для ценителей его творчество, прозвучат песни Владимира Высоцкого.
ТНТ, Максим Фадеев и ТИМАТИ создадут новый шоу-бизнес в России
С сегодняшнего дня начинается прием заявок для участия в новом музыкальном шоу телеканала ТНТ "ПЕСНИ". Два самых мощных музыкальных лейбла России — MALFA и Black Star, два самых авторитетных продюсера — ТИМАТИ и Максим Фадеев, создают новый шоу-бизнес в стране.
Пермские музыканты записали кавер на Linkin Park в память о Честере
Пермская группа Two Face записала ролик с кавером-версией песни Numb группы Linkin Park в память о погибшем музыканте Честере Беннингтоне.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика