Ректор должен был
вести общий табель, отмечая в ней прилежание
и способности каждого и разделяя на лучших, средних и худших. Кроме
того, фамилии
участвующих в публичных упражнениях следовало заносить в особый список, где
инспектор и ректор писали свои суждения о способностях каждого. Фактически М.
В.
Ломоносов ввел текущий и итоговый учет знаний.
Каждый год
должны были проходить переводы гимназистов из низших классов в высшие, а из
высших в студенческий класс. Первый перевод осуществлялся в начале нового
года, а второй в начале июля. Переводу предшествовал строгий экзамен первый
за восемь дней до Рождества, второй в начале июня, до каникул, которые были
в июле. Перед экзаменом для каждого класса составлялась общая табель за все
полугодие, которая позволяла экзаменаторам судить о способностях, прилежании
и поведении отдельных учеников. Экзамен принимали в низших и средних классах в
присутствии ректора и инспектора, учителей. Высшие классы экзаменуются в
присутствии одного из членов Канцелярии, специально для этого назначенных
профессоров Университета, а
также инспектора и ректора Гимназии. Гимназисты отвечали устно на вопросы по
программе обучения, делали переводы или писали сочинение. Это зависело от
особенностей класса и учеников. О том, кто как выдерживал
испытание, записывается
в особую экзаменаторскую табель. По результатам месячных и экзаменаторских
ведомостей принималось решение о переводе гимназистов из класса в класс.
Таким
образом, М. В. Ломоносов разработал систему контроля за знаниями и
прилежанием учеников, которая оказалась довольно универсальной и
объективной. Об
этом свидетельствует ее жизнеспособность и в наши дни.
М. В. Ломоносов
высоко оценил классно-урочную систему. Она
давала, по его мнению, такие преимущества, как систематичность в
преподавании, в получении знании, преемственность, достижение прочности в
знаниях, создание товарищеских отношений между гимназистами, развитие
активности и инициативы детей. Кроме того, такая система регламентировала
учебный процесс, одновременно предполагая внесение творческих элементов в
работу