IX. Становление педагогики
высшей школы в России и М. В. Ломоносов
ч изучение данного
вопроса следует осуществлять на основе
анализа сочинений ученого и документов по организации JI высшего
образования, которые он разработал. М. В. Ломоносов
изложил свои идеи в таких материалах, как Всенижайшее мнение о исправлении
Санкт-Петербургской
Академии наук. 1755 г. , Записка о необходимости преобразования Академии наук
1758 1759, План регламента, проект штата, перечень привилегий и программа
инаугурации
академического университета. 1759, Проект привилегий Академии наук
1764, Предложение
об устройстве и уставе Петербургской Академии наук 1764 и др.
В них он
сравнивал развитие образования в странах Западной Европы и в России в XVIII
веке и отмечал отставание русской высшей школы. Созданная в 1725 г. Академия
наук по замыслу Петра I должна была заниматься не только научной, но и учебной
работой. Для этого необходимо было использовать имевшиеся при ней гимназию и
университет. Академики обязывались читать в них публичные лекции, вести с
молодыми людьми учебные занятия. Предполагалось, что каждый ученый напишет на
латинском языке своеобразное руководство для студентов по определенной
науке. Для
более успешной подготовки русских специалистов Петр I считал необходимым
привлечь к работе в Академии таких людей, которые из славянского народа, дабы
могли удобнее русских учить 1, т. 1, с. 25. П. П. Пекарский отмечал, что
это повеление императора пытались выполнить. Русскому дипломату в Вене
г. Ланчинскому
было предложено отобрать двенадцать студентов, способных, хорошего поведения
и знающих по Славянска и по чешские На это послание был получен ответ, в
котором дипломат сообщал, что в Венском университете не процветают
математические науки и только по части гуманиора и медицины мо кон найти людей
в каких ну кеда естся Академия: Впрочем по словам Ланчинского славянский
язык