весьма мало в
употреблении у студентов, так как им
пренебрегают даже те, которые происходят из славян.
К моменту прихода М.
В. Ломоносова в Академию университет, подобно
академической гимназии, влачил жалкое существование. С горечью констатировал
М. В. Ломоносов, что до сих пор университетский регламент не сочинен, хотя
много трудов профессорских и времени положено.
Анализируя
положение дел в Академическом университете и стремясь обеспечить страну
молодыми русскими учеными, М. В. Ломоносов пришел к идее создания
университета в Москве.
Для
основания университета в Москве были особые условия, отсутствовавшие в
Петербурге 2. Выступавшая в истории нашей страны инициатором объединения
народа в единое государство, организатором его борьбы за освобождение от
иноземного ига, Москва в середине XVIII века стала крупнейшим русским городом,
расположенным в наиболее населенной и культурной части страны. Древняя
столица сохранила свое значение центра всей России. Москву отличало наличие
фабрик и кустарных мастерских. Крупнейшим предприятием считался Московский
суконный двор, на котором работали сотни рабочих. Москва была большим
торговым центром страны, связанным с отдельными частями России многочисленными
речными и сухопутными дорогами.
Важной
особенностью культурной жизни Москвы являлось наличие в ней некоторых учебных
заведений, двери которых были открыты для простых людей. Так, Спасские школы
пополнялись разночинцами и долгое время служили главным источником, поставщиком
школьников и студентов для академического университета в Петербурге.
Как бывший
воспитанник Славяно-греко-латинской академии, М. В.
Ломоносов был хорошо осведомлен об условиях создания в Москве первого русского
университета. Это отразилось в доношении об основании университета в
Москве, которое
было внесено в Сенат, несомненно, на основании данных, полученных от М.
В. Ломоносова
М. Т. Белявский. В доношении указывались следующие преимущества Москвы для
устройства в ней университета: