1)
великое число в Москве живущих дворян
и разночинцев,
2)
положение столицы в середине Русского государства дешевые средства к
содержанию, 4 обилие родства и знакомства
у студентов и учеников, 5 великое число домашних учителей, одержимых
помещиками
в Москве. Учреждение
университета рассматривалось в доношении
как одна из необходимых мер для подготовки образованных людей не только из
среды дворянства, но и разночинцев. Разработке Ломоносовской программы высшей
ступени обучения способствовал личный опыт ученого по руководству академическим
университетом и гимназией.
Для этой программы
были характерны организационная четкость, научный
характер содержания образования, поощрение самостоятельных занятий, высокие
требования к профессорско-преподавательскому составу, борьба за улучшение
материально-бытовых условий преподавателей и студентов. М. В. Ломоносов
раскрыл не только основные требования к высшему образованию, но и одновременно
с этим изложил основы педагогики высшей школы.
Характерной чертой
Ломоносовской программы развития
университетов было то, что она основывалась на идее демократизации высшего
образования. Это прежде всего проявилось в решении вопроса отбора студентов. В
работе Всенижайшее мнение о исправлении Санкт-Петербургской Академии наук 1755
М. В. Ломоносов показал, что произведению и размножению ученых людей в России
мешает запрещение учиться на казенный счет посадским и крестьянским
детям, будто
бы сорок алтын толь великая и казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять
на приобретение ученого природного россиянина, и лучше выписывать Довольно бы
и того выключения, чтобы не принимать детей холопских. Приращение наук, по
его мнению, тормозится малым количеством школьников и студентов, М.
В. Ломоносов
правильно считал, что в гимназии должно обучаться в несколько раз больше
человек, чем в университете. Не всякий школьник произойти может в
студенты, как
не всякий студент в профессоры. В других государствах, отмечал М В Ломоносов,
в университетах насчиты