кормления с правом
народов, что в других местах напрасно
относят к ведению факультета философского; 2 по практической философии; 3 по
политике; 4 по публичному и частному праву; 5 русское право. На Медицинском
факультете должны читаться: 1 анатомия с физиологиею; 2 химия; 3 ботаника; 4
практическая медицина. На Философском факультете следует обучать слушателей: 1
обоим красноречиям; 2 должен быть прочитан курс всеобщей философии; 3 также
математики; 4 должна быть изложена экспериментальная и догматическая физика; 5
механика; 6 астрономия 4, т. Ю., с. 123.
Таким
образом, М. В. Ломоносов обосновал содержание высшего образования. В этом
вопросе он пошел дальше западноевропейских университетов, раскрыв
прогрессивность проводимых им преобразований: Так во всех университетах деление
на факультеты бывает сообразовано с государственными учреждениями, то и здесь,
отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, каковые
науки преподаются только в подведомственных ему школах. . . 4, т.
Ю., с. 123.
В Плане
регламента, проекте штата академического университета от июля 1759 г. М.
В. Ломоносов
еще раз вернулся к вопросу о светскости образования: Духовенству к
учениям, правду
физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо
не ругать наук в проповедях 4, т. 9, с. 539.
Основанием
для функционирования факультета главным основанием, по мнению М.
В. Ломоносова,
должна являться общественная потребность в кадрах. При установлении числа
университетских
кафедр следовало исходить не из количества имеющихся в данное время кандидатов,
пригодных для замещения профессорских вакансий, а из потребностей страны. Это
необходимо для того, чтобы план университета служил во все будущие
годы. Выдвигая
его, М. В. Ломоносов использовал опыт организации европейских
университетов, личный
опыт обучения во Фрейбурге и Марбурге.
Опираясь на
практику гимназического образования, М. В. Ломоносов стремился не только
решить проблемы содержания образования в университете, его структуры, но и
предложить чет