ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 170


том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии.

Раскрытию психолого- педагогического механизма методики чтения лекций посвящена работа М. В. Ломоносова о возбуждении, утолении и изображении страстей в Кратком руководстве к красноречию 4, т. 7, с. 89- 378. Он разработал педагогические, психологические и методические приемы воздействия на слушателей для достижения положительных результатов в обучении. М. В. Ломоносов одним из первых показал колоссальные возможности лекции как метода преподавания в высшей школе. Он указывал, что все это возможно достичь лишь искусному ритору. По существу, М. В. Ломоносов обозначил проблему педагогического мастерства преподавателя вуза.

Важным разделом Ломоносовской программы следует назвать ее положения о методической оснащенности преподавания. М. В. Ломоносов подготовил ряд работ, которые служили для нескольких поколений студентов основными учебными пособиями по физике, химии, риторике, красноречию, истории и другим дисциплинам. При их написании он руководствовался такими дидактическими принципами, как научность, доступность, последовательность. М. В. Ломоносов считал опыт основным источником знаний. Поэтому он придавал особое значение практическим и лабораторным методам обучения. Не умаляя роли словесных методов, М. В. Ломоносов выделял поисково-исследовательские методы обучения. Он предлагал студентам проводить собственные исследования, учиться выдвигать гипотезу, делать теоретические обобщения. Заботясь о расширении научного и практического кругозора молодых людей, М. В. Ломоносов, например, ввел новый способ изучения химии, соединив теоретические лекции с практическими занятиями и проведением экспериментальных исследований. В работе Введение в истинную физическую химию он описывал методику организации таких занятий, указав последовательность действий обучающихся: 1 определять удельный вес химических тел

2

исследовать взаем

Ное сцепление частей: а путем излома путей сдавливания в па
тем стачивания на камине для кед костейпутем счета капель 3

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика