вали
положительное влияние на развитие студентов. Они
воспитывали активность, волевые качества, развивали память 3, с. 144.
Широкая организация
диспутов на разные научные темы, чтение
профессорами публичных лекций отражали общественный характер деятельности
университета.
Программа М.
В. Ломоносова предусматривала и работу по
нравственному воспитанию молодых людей. Главным успехом в воспитании он считал
крайнее прилежание к наукам. Занятые учебой, студенты не должны следовать
никаким устремлениям, чтобы рачение к учению урон или малое ослабление
потерпело. М. В. Ломоносов советовал им беречь золотое младых лет время и
упорно заниматься наукой. Он рекомендовал формировать в студентах прежде всего
патриотизм, потребность жить для пользы Отечества.
М. В. Ломоносов
был сторонником воспитания таких качеств, как
скромность, вежливость, уважение
к старшим, друг к другу, честность, дружелюбие. Он выделял особо трудолюбие,
прилежание, упорство, целенаправленность. Источником нравственных знаний
Ломоносов считал общение студентов друг с другом, с
преподавателями, ограждение
молодежи от людей с нравственными изъянами, от которых учтивым поступкам
научиться нельзя.
Особое
внимание уделялось осуществлению индивидуального подхода к студентам, способным
молодым людям. Так, в Рапорте в Канцелярию АН об успехах
студентов, занимавшихся
под руководством Ломоносова поэзией и химией от 5 февраля 1753 года 4, т.
9, с.
442-443, он писал, что особые успехи в поэзии обнаружил Николай Поповский. Он
сочинял стихи по заданным Ломоносовым темам, овладевал искусством перевода. В
связи с успехами в учении он рекомендовал отделить Поповского от общежития и от
других студентов квартирой, чином, жалованьем. В августе 1753 г. под
влиянием
М. В. Ломоносова И. И. Шувалов вмешался в определение судьбы
Н. Поповского. Он
был назначен конвектором Академической гимназии, т. е. помощником ректора и
руководителем верхнего латинского класса СПб ИРА РАН, ф. З., оп. 1, 464, л.
501. В 1755