М. В. Ломоносов
представлял Академию, университет и
гимназию как единое целое. Он был сторонником преемственности и содержательного
единства среднего и высшего образования и боролся за создание системы
подготовки научных кадров российского происхождения, которая бы отвечала
социально-экономическим потребностям страны.
Как организатор
высшего образования, М. В. Ломоносов отстаивал
идею обязательности инаугурации университета. Это западноевропейская традиция,
без которой учебное заведение не могло признаваться университетом, а
присужденные им ученые степени обесценивались. Он стремился придать
университету международный вес, равноправность с зарубежными учреждениями. М.
В. Ломоносов добивался, чтобы выпускники отечественного университета имели
высокий статус среди иностранных ученых. По его мнению, инаугурация должна
воодушевить
университет на успех, привлечь способную молодежь к учению.
В Ломоносовской
программе высшего образования большой интерес
представляет перечень университетских привилегий. Он считал, что университет
должен иметь право присуждать ученые степени градусы, а университетские
должности следует приравнять к чинам, установленным Табелью о рангах, избавить
Академию и университет от вмешательства полиции. Заботясь о хорошем
материальном положении академиков, ратовал за создание благоприятных условий
для проведения научной деятельности. М. В. Ломоносов предложил узаконить по
принципу других стран каникулы с сохранением преподавателям жалованья. Он
высказал мысль о пожаловании Академии особой мызы с землями и угодьями, где бы
академики могли проводить летний отдых, вести физические
наблюдения, устраивать
опыты. Он предлагал улучшить материальные условия жизни семей ученых, вдов и
их детей, заботился о сохранении здоровья всех членов Академии. При этом М. В.
Ломоносов подчеркивал, что все эти свободы и преимущества направлены на
пользу и расцвет русской науки
Как основоположник
системы высшего образования в России, М. В.
Ломоносов внес неоценимый вклад в ее теоретическую и